ЧТО СЛЕДУЕТ РАЗУМЕТЬ ПОД “СПАСАЮЩЕЙ ВЕРОЙ” ПО СМЫСЛУ БОЖЕСТВЕННОГО ПИСАНИЯ?
I
Спутанность понятий о спасении верой; различные значения слова “вера”
Кто не знает Божественных словес о том, что мы спасаемся верой, что в вере только получаем оправдание, что чрез веру мы становимся чадами Божиими? Но многие ли из нас понимают значение этих истин? Многие ли из нас умеют их совместить с другими изречениями божественного писания, которые для людей непонимающих могут представиться совершенно противоречащим этим, — каковы, например, слова апостола Иакова о том, что “человек оправдывается делами, а не верою только” (Иак. 2, 24)? Да и независимо от этих слов, многие не могут понять, почему же для Бога может иметь цену, если я имею уверенность в Его бытии, которое не могут отрицать даже и бесы, враждующие против Господа и ненавидящие Его? Напротив, другие христиане с дерзкой настойчивостью утверждают, будто человек даже и не смеет употреблять собственных усилий воли в борьбе со злыми страстями, а лишь углубляться умом в истины веры: одна вера его спасет, без всяких добродетелей. Как ни странно подобное представление, но и оно старается найти себе оправдание в словах апостола Иоанна: “всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден” (1 Ин. 5, 1) и “всякий, рожденный от Бога, не грешит” (18). Итак, если на слова священного писания опираются мнения, друг другу противоположные, то наш прямой долг — выяснить истинный смысл божественных глаголов.
Недоразумение совсем исчезает, если принять во внимание то простое соображение, что слова “вера” и “веровать” употребляются в святой Библии в самом разнообразном значении и, потому, если один апостол говорит, что мы оправдываемся верой без дел закона, а другой от того же Св. Духа поведает нам, что вера без дела не может спасти нас, то оба провозвестника истины не противоречат друг другу, но говорят о предметах различных, один под словом вера разумеет одно, другой — другое.
Так, во-первых, под словом вера разумеется иногда просто доверие, например в словах: “тогда аще кто речет вам: се зде Христос или онде: не имите веры” (Мф. 24, 23), то есть не доверяйте. Разумеется, такая вера не может быть верой спасающей, ибо предметом ее могут быть не только религиозные истины, но и всякие другие. Словом вера означается, во-вторых, христианское упование, или надежда: так сказано, что апостол воззрел на хромого, “видев, яко веру имать здрав быти” (Деян. 14, 9). Называется, в-третьих, верою и добродетельная, послушная Богу жизнь, как обличал Господь фарисеев, что они “оставили вящщее закона — суд, и милость, и веру” (Мф. 23, 23), или в Деяниях (16, 5) повествуется, что “церкви утверждались верой”. Далее, в-четвертых, под верою разумеется иногда не наша душевная настроенность, а самое содержание богооткровенных истин, как писал апостол Иуда — брат Господень (ст. 20): “возлюбленные, назидая себя на святейшей вере нашей, молясь Духом святым, сохраняйте себя в любви Божией”. Наконец, в-пятых, под верою разумеется совершенная проникновенность человека евангельскими истинами и любовью к Господу Иисусу Христу; в этом смысле св. первомученик архидиакон Стефан называется мужем, “исполненным веры” (Деян. 6, 5).
Итак вот в скольких смыслах употребляется слово вера в святой Библии: мудрено ли, что различные уклонившиеся от единства церкви толки, которых “предал Бог превратному уму делать непотребства” (Рим. 1, 28), что все эти отступники от благодати настолько “осуетились в умствованиях своих” (Рим. 1, 21), что совершенно перепутали все эти значения сего спасительного слова и с полнейшим неразумением дела утверждают, будто по библии выходит, что для спасения душевного вполне достаточно иметь уверенность, что Христос есть Сын Божий? Впрочем, не нам их укорять, братие! Если бы мы сами в себе имели спасающую веру, а не веру мертвую, если бы проявляли ее столь же явно, как древние христиане римские, которым писал св. Павел, что вера их возвещается во всём мире (1, 8), то, конечно, кто пожелал бы бежать от нас и разыскивать новых вер? Побежали бы только явные злодеи, неистовые лжецы и прелюбодеи, подобные тем, что противились св. апостолам, но мы видим, что теперь отделяются от церкви люди доброго сердца лишь по простоте и неведению. В этом виноваты все мы, братие, не являющие собой истинной жизни по вере и даже не хотящие вникать в истинный смысл божественного откровения, чтобы обращать заблудших на путь правый. Так и относительно вопроса о спасении верой или делами: мы знаем, что слово “вера” разумеется в библии в разных смыслах, что вера без дела мертва, но что же именно следует разуметь под тою верою, чрез которую мы спасаемся благодатью, не от нас, но как бы даром Божиим, как она должна начинаться в сердце человека, в чем показывать свое присутствие в человеке и к каким последствиям его приводить, — об этом мы исследуем очень редко и, называясь носителями веры, собственно к стыду нашему не знаем, что же разумеется в библии под верою, спасающею или оправдывающую человека.
II
Условия рождения и сохранения веры
Итак, проверим по новому завету, в каких явлениях внутренней жизни проявляется та вера, которая спасает человека, и прежде всего посмотрим, какие движения души бывают необходимыми условиями зарождения веры христианской. Отступники от православия утверждают, будто вера в Иисуса Христа является в нас совершенно независимо от расположений нашей жизни, внезапно сверхъестественным образом; по другим же еще толкователям вера является сперва как просто отвлеченное убеждение мысли, которое уже потом влияет на душу. Мы же, напротив, сейчас увидим, что уверовать во Христа может лишь тот, чье сердце желает праведности, кто произвольно стремиться к добру и тяготится злом, а в ком нет такого направления воли, тот уверовать не может, хотя бы и знал все доказательства в пользу христианской веры, все древние пророчества о Христе. В этом смысле Господь говорил фарисеям, которые всегда занимались исследованием писаний: “вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь... Вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего и вы не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примете” (Ин. 5, 40–44). Еще прямее говорил Господь о зависимости веры в Него от любви и правды всем иудеям: “Аз зане истину глаголю, не веруете Ми... Сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте” (Ин. 8, 42–48). А раньше Господь прямо говорил им, что они дети диавола и потому не понимают Его речей; в другом месте: “вы не верите, потому что не из овец Моих” (Ин. 10, 26), а своим ученикам Он обещал, что Дух Святой, грядущий после Его отшествия, “обличит мир о грехе, о правде и о суде; о грехе — что не веруют в Меня” (Ин. 16, 9). Следовательно и здесь Господь признает единственным препятствием к вере злое произволение человека. Так и апостол Иоанн предупреждает верующих, что “кто не от Бога, тот не послушает нас” (4, 6), то есть не может уверовать. Итак прежде, нежели получить веру, человек должен возлюбить добро и возненавидеть зло, то есть раскаяться. Посему Господь и укорял фарисеев, что они не раскаялись, и потому не могли поверить проповеди Предтечи (Мф. 21, 32). Посему-то само явление Христа миру было предупреждено от сего Предтечи проповедью и “крещением покаяния”, да и сам Господь призывал прежде к покаянию, а затем уже к вере: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15). Итак, если и вера и зародиться в нас может не иначе, как через подвиг благого произволения, то весьма понятно, делами же вера достигает и совершенства, как говорит ап. Иаков (5, 22), а, напротив, от беззаконий люди терпят “кораблекрушение” в самой вере (1 Тим. 1, 19), которая сохраняется лишь “в чистой совести” (3, 9) и таким образом представляется делом постоянного “подвига”, которым подвизается христианин (6, 12); или, по посланию к Галатам, она является одним из плодов чистой духовной жизни, наравне с милосердием и воздержанием (5, 22). Не ясно ли из всех этих священных изречений то, что говорил божественный Златоуст: “никто, находясь в заблуждении, не захочет обратиться к вере, если предварительно не предпишет самому себе доброй жизни, и никто не останется в неверии, если предварительно не решит навсегда остаться злым” (Бесед. на еванг. стр. 337).
Пусть же умолкнут последователи современных лжеучений, которые думают, что незачем человеку бороться со страстями, а только ожидать божественного призыва к вере, чтобы в ней успокоиться. Такие люди никогда уверовать не могут, ибо истинная спасающая вера не приходит без подвига, отвне человеку не может дать спасающей веры даже воскресший мертвец, как это видно из притчи о богатом и Лазаре; конечно, братья богатого, увидев воскресшего Лазаря, убедились бы, что есть будущая жизнь, но такое насильственное, внешнее убеждение, коим удовлетворяются и современные сектанты, это убеждение Господь не называет верой, но говорит: “и аще кто от мертвых восстанет, не имут веры” (Лк. 16, 31). Веры без подвига не бывает. Итак, какая вера спасает человека без дел закона? Та вера, которая сама есть подвиг, которая и начинается, и поддерживается, и усовершается, хотя не без содействия благодати, но не иначе, как направлением своей воли к добру, к любви, трезвением совести и молитвой. Спасает нас вера, то есть эта полная проникновенность Христовою жизнию, но веру-то иметь без добрых дел невозможно, эти добрые дела не суть “дела закона”, упраздненные евангелием, то есть различные ветхозаветные обряды, но добродетели нового завета.
Имеешь ли ты веру, о христианин? Чем поддерживается в тебе убеждение в истинах откровения? Если только обычаем, преданиями или доказательствами внешними, научными, то знай, что это не есть еще вера. Только такая вера может спасти тебя, которая основывается на любви к правде, на трезвении совести, на стремлении к святости и покаянию.
III
Два спасительных предмета Христовой веры. Первый — отрицание мира
Мы рассмотрели условия для принятия веры спасающей, но спасает она нас и приводит к святости, конечно, не через самое появление только, но сообразно с тем предметом, в который должен веровать христианин. Итак, в чем же заключается общее содержание веры спасающей?
Священные книги говорят, что нужно веровать в Иисуса Христа, как Сына Божия, но много ошибется и ошибается тот, кто думает, что здесь просто разумеется согласие нашего ума с этой истиной. О такой вере вот что говорит св. Иаков: “ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут” (2, 19). Может быть на это скажут, что апостол не говорит однако о подобной же бесплодной рассудочной вере в Иисуса Христа, которая по мнению сектантов не может быть рассудочною только, но сама собою должна размягчить сердце верующего и подвинуть его к любви и добрым делам? Таким возражателям мы напомним другое изречение, из которого ясно видно, что самая живая убежденность в силе Христовой не может дать человеку спасения, так что под спасающей верой во Христа нужно разуметь нечто иное. Вот это изречение: “многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие” (Мф. 7, 22–24). Так-то обманутся все те, кто думает спастись одним лишь только убеждением о божестве Иисуса Христа и ложно опираются на слова апостола Павла, который напротив ясно сказал: “если имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, тоя ничто” (1 Кор 13, 2). Но опять к вопросу: какие свойства должна иметь та вера во Иисуса Христа, которая достаточна для спасения по словам сего апостола и апостола Иоанна? Или в какого-либо иного Христа должны мы веровать? Да не будет; но вера во Христа бывает верою спасающей, когда, происходя из требований доброй совести нашей, она относится не только к личности Иисуса Христа, но к целому внутреннему ее содержанию, к качествам той жизни, которую Он принес на землю в Своей личности.
Апостол Иоанн ясно говорит о том, что именно эта жизнь, принесенная Христом, есть предмет евангельской веры. “В Нем была жизнь и жизнь была свет человеком” (Ин. 1, 4). “Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам” (1 Ин. 1, 2). Вот теперь мы узнали, что спасительною вера во Христа становится тогда, когда она простирается не только на внешние свойства Его личности только, но на ту жизнь, которую Он в Себе открыл. Что же это за жизнь? Она состоит из двух начал и оба их надо усвоить верой, чтобы получить спасение.
Первое начало этой жизни заключается в том, чтобы отвергаться мира и всех мирских понятий, противных Евангелию, осудить мир, лежащий во зле, как его осудил св. Дух: “о грехе, о правде и о суде”. Что это значит? А то, что мир проникнут началами себялюбия, гордости и мщения, а любовь, всепрощение и смирение знакомы только сынам царствия Божия, которых именно за это мир будет ненавидеть, по слову откровения, как Каин ненавидел Авеля и убил его. “А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны” (1 Ин. 3, 12). Мы сейчас увидим, что спасающая вера во Христа заключается прежде всего в том, чтобы не смотря на такую ненависть и грозящую смерть по плоти, всё-таки не верить силе злого мира, но считать ее призраком, обольщением. Вот что говорит откровение. Оно прежде всего ставит в теснейшую связь веру во Христа с отвержением мирских предрассудков. “Братия мои, — говорит апостол Иаков, — имейте веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, не взирая на лица” и так далее (Иак. 2, 1–10, ср. 1 Ин. 2, 17). Также и св. Павел указывает, что невозможно получить спасительное Бога, не перестав “сообразоваться с веком сим” (Рим. 12, 2), и ставить в особенную похвалу Аврааму, что поверил Богу больше, нежели стихиям мира: “он сверх надежды поверил с надеждою, чрез что сделался отцем многих народов” (Рим. 4, 18). Невозможно иначе содержать веру во Христа, как при отвержении понятий мирских: “мы проповедуем Христа распятаго, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие” (1 Кор. 1, 23). Вот почему спасителен догмат воскресения, что в нем мы признаем этот соблазн и безумие мира за вечно пребывающую истинную жизнь, почему и сказано: “аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце своем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися” (Рим. 10, 3, ср. Кол. 2, 12). Потому-то и спасительна сия вера, что только ею побеждается гибельный мир. “Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий” (1 Ин. 5, 5). Напротив, кто не имеет сей победы над миром в вере Христовой, тот с миром и умирает, кто с миром, тот не со Христом, тот пребывает в смерти: это ясно показал Господь в следующих словах ко врагам своим: “вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего. Рех убо вам, яко умрете во грехах ваших; аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших” (Ин. 8, 24). Итак, вера во Христа соединяется с неверием в мир, а потому и с перенесением ненависти от мира, в котором, как золото в огне, испытывается вера Христова по слову св. Петра (1 Петр. 1, 7).
Если в веру Христову непременно входит это отрицание мира, то понятно, что христианин, хотя бы и не сомневающийся в божестве Иисуса Христа, до тех пор не может сказать, что он в Него верует, пока не отринет обольщений мира. Вот почему апостол Павел во втором послании к Коринфянам (136 5), которые, конечно, не сомневались в личности Христовой, велит однако испытывать себя самих, в вере ли они находятся; да и Колоссянам ставил в том же смысле условие: “аще убо пребываете в вере основани и тверди” (1, 23). Не только греховному миру не может верить христианин, но даже подавление его духа угрожающею смертью несовместимо с понятием истинной веры. “Где есть вера ваша?” (Лк. 8, 25), так упрекает Господь испуганных смертоносною морскою бурею учеников. Наконец длинный ряд примеров спасительной веры в ветхом завете, приведенных в 11 главе послания к Евреям, есть собственно не что иное, как примеры презрения мира и руководствования голосом совести, как сказано: “верою победиша царствия, содеяша правду, заградиша уста львом” (33).
Итак, смотри, христианин, есть ли в тебе вера во Христа, заместитель веры в силу мира и надежды на нее? Если нет, если ты отводишь первой лишь скромное местечко среди твоих мирских надежд и исканий, то знай, что в тебе нет спасительной веры во Христа, той, без которой “невозможно угодити Богу”, ибо в том и состоит благоугождение Богу верою, чтобы руководствоваться не греховными началами мира, но иметь уверенность в невидимом, и на ожидаемое лучшими порывами нашего духа смотреть, как на осуществленное (см. Евр. 11, 1), по слову Господню: “блаженны невидевшие, но веровавшие” (Ин. 20, 29).
IV
Положительное содержание спасающей веры во Христа
Названная одиннадцатая глава к Евреям не ограничивается показанным отрицательным свойством Христовой веры: она раскрывает и ее положительные качества. Веровать во Христа, значит веровать в любовь, чрез Него получившую свое высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею; в этом смысле особенно знаменательно следующее изречение (24–26): “верою Моисей лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища”. Смотрите: пока апостол приводил примеры послушания воле Божией и презрения к миру, он говорил просто о вере, а сей подвиг любви к братии он прямо ставит в связь с делом Христовым.
Но скажет, пожалуй, кто: если так, то нужна ли для спасения вера собственно в Христову личность и в ее божеское достоинство? Не довольно ли верить вообще в царство любви? О, никогда! Правда, мы имеем в нашей природе много естественной симпатии к любви; но как она беспочвенна и случайна, если вся ее опора только в нашем духе: сегодня мы преклоняемся перед нею, а завтра презираем; сегодня нам показалось, что любовью можно победить, а завтра и послезавтра мы с гораздо яснейшими доводами убедимся, что устройство жизни и мира противно духу любви, что ею ни отдельная личность, ни тем менее общество прожить не может! Только уверенность, что любовь эту , в качестве конечного руководителя жизни, принесло воплощенное Слово, только вера в божескую силу Того, Кто назвал Себя любовью, может возвести на степень твердой веры те робкие порывы души, которыми она влечется к любви. Потому и спасительна вера в божество Иисуса Христа, что ею, и притом только ею, утверждается и возвышается любовь, приводящая нас к Богу, так что воистину не своею силою мы спасаемся, но “благодатью через веру” (Еф. 2, 8).
О любви, как предмете веры, вот как писал божественный Иоанн: “мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее”. Только через богооткровенное познание того, что Бог есть любовь, познали мы, что наша любовь не есть случайное чувство, но высшая правда жизни, так что “пребывающий в любви в Боге пребывает” (1 Ин. 4, 16). Из этих святых и животворных слов мы видим, что и любить поистине невозможно без веры во Христа, но что и вера во Христа есть вера во Христа любящего, вера в Него, как любовь, явившуюся чрез пришествие Его высшим законом жизни, началом всякой истины.
Итак, нет любви и истины без Христа, но и спасение Христово дается лишь тем, которые верят в Него, именно как источник любви и истины. Мы уже приводили слова Его, коими Он осуждает тех, которые веруют в Него только как в личность, — вот другие слова, коими Спаситель наш прямо показывает, в какие свойства Его должно веровать, чтобы спастись: “веруйте в евангелие” (Мк. 1, 15); “веруйте в свет, да сынове света будете” (12, 36); наконец, Он прямо говорит, что не личной приверженности к себе требует, а к тому пути жизни, который Он открыл Собою: “если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне” (Ин. 10, 37). Итак, вера во Христа спасительна лишь в том случае, если это есть в то же время вера в любовь Его. Но в любовь может уверовать лишь тот, кто научился любить; если наша естественная любовь бессильна без веры, то и вера в любовь Христову невозможна без содействия любви произвольной; в этом смысле писал апостол (Гал. 5, 6): “о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера, любовию поспешествуема”. Настолько утверждается наша вера во Христа, насколько возрастает любовь, и затем обратно по мере возрастания веры просветляется любовь, возрастает христианская радость, ничтожнейшими представляются мирские обольщения: иметь во Христе спасающую веру, — значит развивать в себе Его любовь, стремиться к Его совершенству. По слову того же Павла мы становимся сынами Божиими верою о Христе Иисусе потому только, что “елице во Христа креститеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 26), то есть прониклись Его чувствами, Его любовию (ср. Фил. 2, 5), ибо именно ею достигается и самое “познание Господа нашего Иисуса Христа” (2 Пет. 1, 8).
Это познание, основывающееся на стремлении усвоить себе Христовы добродетели, и созидает в нас ту спасительную веру, о которой и св. Иоанн сказал, что “всяк веруяй, что Иисус есть Христос, от Бога рожден есть” (1 Ин. 5, 1). В этом усыновлении Богу чрез уподобление Христову духу (1 Ин. 3, 2) заключается конечная цель той спасительной веры, которая, таким образом, не внешним только образом усваивается нами, но утверждается в нас чрез наше стремление к добру. Для того, чтобы иметь веру во Христа спасающую — нужно произвольно отрешиться от похотей мира, развить в себе и поддерживать любовь, чтобы признать явившегося Носителя высшей любви истинным безначальным Сыном Божиим и чрез это признание возвышать снова свою любовь до бесконечности.