“Образ ангельский”
Разве
вам нестерпимое монашеское
самолюбие неизвестно?
Н.Лесков. Заметки
неизвестного
Я как-то читал, что
профессору В.О.Ключевскому
пришлось обращаться с речью к
учащимся Духовной академии, часть
из которых к этому времени приняла
монашество. Знаменитый историк
начал так:
— Друзья
мои! Вы — уже принявшие “образ
ангельский”, и вы — еще
сохранившие образ человеческий...
Монашествующие, “чернецы”, издавна пользовались у православных русских людей высочайшим уважением. Существенных причин тому по крайней мере две: большая часть святых, подвижников, истинных угодников Божиих на Руси — именно преподобные, монахи, а кроме того, по древнейшей православной традиции епископами могут быть только монашествующие.
Митрополит
Ярославский Иоанн рассказывал мне,
что в свое время был в дружеских
отношениях с протоиереем
П.Гнедичем, одним из преподавателей
Московской Духовной академии. Они
часто сиживали в келии о. Петра и
вели беседы. Как-то взялись они
рассуждать о “черном
духовенстве”. Разговор шел
примерно так:
— Кем
хочет стать иеромонах?
—
Иеромонах хочет стать
архимандритом.
— Кем
хочет стать архимандрит?
—
Архимандрит хочет стать епископом?
— Кем
хочет стать епископ?
— Епископ
хочет стать митрополитом.
— Кем
хочет стать митрополит?
—
Митрополит хочет стать патриархом.
— А кем
хочет стать патриарх?
— А
патриарх хочет стать святым.
Я когда-то
пересказал это архиепископу
Киприану.
Он
улыбнулся, а потом заметил:
— Я знавал
четырех патриархов — Тихона,
Сергия, Алексия и Пимена — и ни один
из них не был ханжою. А святым хочет
стать только ханжа.
Мне рассказывали
о некоем архимандрите, который
много лет домогался епископского
сана, с этой целью регулярно
посещал Москву и вел беседы с одним
из членов Синода.
В одном из
таких разговоров Митрополит ему
сказал:
—
Поверьте, дорогой отец архимандрит,
в моем сердце — вы давно уже
архиерей...
Рассказывают и
такое. Скончался некий архимандрит.
В его келье под кроватью обнаружили
чемодан, где было аккуратно сложено
приготовленное на случай хиротонии
архиерейское облачение. А поверх
всего находилась каллиграфическим
почерком переписанная речь,
которую покойный намеревался
произнести при наречении его
епископом. Первые слова были такие:
— Никак не
ожидал...
У меня есть
знакомый священник, человек
довольно крутого нрава. Когда гнев
этого батюшки обращается на его
матушку, то она смотрит на мужа с
кротостию и проникновенно говорит:
— В
архимандриты рвешься?..
Надо сказать, что монашествующие — даже самые благочестивые из них — с древнейших времен вовсе не чуждались юмора. Есть свидетельства о том, что со своими учениками шутил Святой Антоний Великий, то же самое позволял себе и Преподобный Серафим Саровский...
Как некое
наглядное доказательство позволю
себе привести здесь старинный
церковный анекдот, который, по всей
видимости, возник именно в
монашеской среде. Некий подвижник
шел по пустыне и вдруг заметил, что
навстречу ему идет лев.
Предчувствуя неминуемую гибель,
монах взмолился:
— Господи,
сделай так, чтобы лев этот стал
православным.
И чудо
свершилось — лев встал на задние
лапы, передние воздел к небу и
человеческим голосом произнес
молитву, которую православные
читают перед вкушением пищи:
— Очи всех
на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши
им пищу во благовремении,
отверзаеши Ты щедрую руку Твою и
исполняеши всякое животно
благоволения...
В 1996 году в Москве вышла книга под названием “Отцы-пустынники смеются”. Выпустили ее католики-францисканцы, но речь там идет о великих старцах, которые во времена стародавние подвизались в египетских пустынях. Я не могу отказать себе в удовольствии сделать несколько выписок из этого замечательного издания.
“Один человек
сказал великому Антонию:
— Ты самый
великий монах на всем Востоке!
— Дьявол
мне это уже говорил, — отвечал
Антоний.
Некий мудрец века
ссего посетил однажды авву Зенона.
— Отче, —
спросил он, — можешь ли ты сказать
мне, что такое философ?
— Философ
— это слепец, который ищет в темной
комнате черную кошку, когда ее там
нет, — отвечал старец.
— А кто же
тогда богослов?
— Богослов
это то же самое, но иногда он
находит кошку...
Однажды епископ
посетил монастырь в пустыне.
Братья, жившие там только на хлебе и
воде, лезли из кожи вон, чтобы
приготовить для епископа
подобающую трапезу.
В конце
обеда, трепеща, они спросили его:
— Владыка,
как ты нашел нашу козлятину?
—
Случайно, под листиком салата, —
отвечал епископ.
Старец упрекал
молодого монаха:
— В твоем
возрасте я работал по десять часов
в день, а еще десять проводил в
молитве.
Молодой
монах отвечал:
—Я
восхищаюсь твоим юношеским
рвением, отче, но еще больше меня
восхищает твоя зрелость, благодаря
которой ты оставил эти крайности.
Один из старцев
Скитской пустыни страшно косил
глазами. Однажды на узкой дорожке
он толкнул брата, шедшего
навстречу, и заметил ему:
— Брат,
тебе бы следовало лучше смотреть,
куда ты идешь.
— А тебе,
отче, следовало бы лучше идти туда,
куда ты смотришь.
Одного старца
как-то спросили:
— Почему
это, отче, всякий раз, когда брат,
живущий с тобою в келье,
принимается петь псалмы, ты
высовываешься в окно?
— Чтобы
никто не подумал, что я его истязаю.
Один старец
сказал:
— Адам
оказался первым из длинной чреды
мужей, жалующихся на пищу,
полученную от жены.
Другой старец
говорил:
— Я помню,
прежде женщины, смущаясь, краснели.
А теперь они смущаются, если
покраснеют.
Авва Филатерий
однажды сказал:
— Женщины
догадываются обо всем. Ошибаются
они только тогда, когда думают.
Когда авва
Виссарион решил отправиться в
пустыню, группа молодых
бездельников окружила его.
— Куда ты
бежишь, Виссарион? Разве ты не
знаешь, что дьявол умер?
— Примите
мои соболезнования, бедные сиротки,
— отвечал им святой старец.
Ну, а теперь
вернемся к нашим временам.
Наместник
одного из монастырей рассказывал,
что как-то раз явился к нему старый
монах, который когда-то подвизался
в обители, впоследствии разоренной.
— А какое
же у тебя там было послушание? —
спросил отец наместник.
Тот стал
двигать руками так, будто дергает
веревки, и, имитируя колокольный
звон, приговаривал:
— Все
монахи — воры, воры!.. Все монахи —
воры, воры!.. Архимандрит — плут,
плут!.. Архимандрит — плут, плут!..
Мне пересказывали
грубоватую шутку Митрополита
(Патриарха) Сергия. Он поучал
какого-то монашествующего,
впавшего в плотской грех, и
предостерегал его от регистрации
брака.
— Ты на
бабу лезь, на бабу, а не на бумагу!..
Однажды некие
клирики провожали своего
архимандрита, который ехал на
встречу с правящим архиереем. (А
архимандрит тот был человек
капризный и нрава нервозного.)
Одного из провожавших спрашивают:
— Ну, как?
Проводили отца архимандрита?
—
Проводили, проводили... Прямо как
апостолы Христа...
— То есть в
каком же это смысле?
—
“Возвратишася с радостию
великою”... (Лк. 24, 52).
Архиепископа
Лазаря постригали в монахи в
Почаевской лавре. В первые дни
после этого события, где бы ни
появлялся новопостриженный, братия
дружно приветствовала его
евангельским возгласом:
— Лазаре,
гряди вон! (Ин. 11, 43).
А вот шутка,
которая возникла в восьмидесятых
годах среди братии Оптиной Пустыни.
— Какие
слои населения наиболее вовлечены
в перестройку? Рабочий класс,
колхозное крестьянство, трудовая
интеллигенция и передовое
советское монашество...
По русской
традиции при наречении монахов
выбираются имена по возможности
малоупотребительные. В этой связи
мне вспоминается рассказ монахини
Надежды, одной из сестер знаменитой
в Москве Марфо-Мариинской обители.
Священник, который служил у них,
отец Вениамин, был в свое время
пострижен с именем “Елевферий” и
под конец жизни стал Ленинградским
Митрополитом. После пострижения
престарелая его тетка жаловалась
близким:
—
Венечку-то моего как обидели?.. Ведь
какое имя красивое было —
Вениамин... А теперь — Елиферь
какая-то...
Насельник
Троице-Сергиевой лавры архимандрит
М. отличается острым языком и
изрядным чувством юмора. Однажды он
услышал, как опоздавший на трапезу
обратился к присутсвующим со
словами:
—
Приятного аппетита.
Отец М.
задумался на секунду и сказал:
— Когда
говорят: “Мир всем”, надо отвечать:
“И духови твоему”. А когда говорят:
“Приятного аппетита”, следует
отвечать “И брюхови твоему”.
Про того же
архимандрита М. рассказывают и
такую забавную историю. Однажды,
будучи в Сочи, он сел в такси. А
внешность у этого батюшки весьма
импозантная — длинная борода,
черный клобук, на рясе крест с
украшениями.
Сочинский
шофер, “лицо кавказской
национальности”, взглянул на
необычного пассажира и с
изумлением произнес:
— Ты попа?
— А ты —
ж..., — невозмутимо отвечал
архимандрит.
— О что
такое ж...? — опять спросил возница.
— А это то
же самое, что и попа, — объяснил
батюшка.
С самых древних
времен монашествующие на Руси не
употребляли в пищу мяса. Этого же
придерживаются и монахи на Афоне.
Однако же на Православном Востоке
во многих греческих монастырях эта
традиция не соблюдается. Мне
известен курьезный случай,
произошедший в 1945 году во время
паломничества Патриарха Алексия в
Святую Землю. В одном из монастырей
русские гости обнаружили за
трапезой в своих тарелках мясо.
Греки заметили их смущение и,
казалось, даже ожидали этого
момента.
— Заелись
у себя в России...
— Хоть бы
раз прислали икры или осетрины...
— Надоело
нам это мясо!..
В Ярославской
епархии служил замечательный
священник — архимандрит Павел
(Груздев). В свое время он прошел
сталинские лагеря, а под конец
жизни принял на себя подвиг
юродства. И хотя служил о. Павел на
сельском приходе, к нему приезжало
множество людей. Как-то привезли
туда иностранца — профессора из
Соединенных Штатов. Хозяин
поставил угощение, а так как дело
было Великим Постом, на столе были
соленые огурцы, грибы, квашеная
капуста...
Во время
беседы о. Павел спросил у
переводчицы:
— А почему
гость ничего не ест?
— Он
боится расстройства желудка, —
объяснила та.
— А! —
архимандрит махнул рукою. — Гнилая
ж... и пряниками дрищет!.. Ну-ка
переведи ему!..
В прежнее время
монахи, “чернецы”, жили в
монастырях и при архиерейских
домах, а на приходах служили
“бельцы”, женатое духовенство...
Теперь же, по великой нужде в
священнослужителях, многие
монашествующие клирики служат на
приходах.
Люди вовсе
не сведущие иногда задают такой
вопрос:
— Батюшка,
вы к какому монашеству относитесь
— к черному или к белому?..
Е.
утверждает, что вопрос этот в наше
время уже не так бессмыслен, как
раньше. Теперь можно считать так —
“черное” монашество —
монастырское, а “белое” —
приходское.
Вот забавный
отзыв об одном монашествующем
клирике:
— Он не
столько прозорливый, сколько
озорливый, и не столько
прозорливый, сколько прожорливый.
Коли речь зашла о
монашестве, невозможно не
заговорить и о “старчестве”. Это —
явление древнейшее, пожалуй, столь
же старое, как и само монашество.
Однако же по мере оскудения
духоносными мужами старчество
почти исчезло из монастырской
жизни. Возродилось оно лишь в
Православной России, в знаменитой
Оптиной Пустыни. Теперь с
возобновлением этого монастыря и в
связи с канонизацией тамошних
подвижников старчество
прославляется и популяризируется в
церковной и даже в светской печати.
К
сожалению, почти никто не говорит и
не пишет об оборотной стороне этого
явления. Еще Святитель Игнатий
(Брянчанинов) в прошлом веке
предостерегал от “старцев, которые
принимают на себя роль древних
святых старцев, не имея их духовных
дарований”. (Приношение
современному монашеству, гл. XII).
Увы! — предостережение это тогда
так и не было
услышано. И свидетельством тому
последствия весьма трагические —
появление в петербургских
гостиных, а затем и в императорском
дворце “святого старца”,
“чудотворца” и “провидца”
Григория Распутина.
В наши,
совсем уже бедственные времена,
существенно сократилось и без того
небольшое число истинных
праведников, а вместе с тем среди
значительной части верующих
возросла жажда мистических
откровений и чудес — “род лукавый
и прелюбодейный ищет знамения”
(Мтф. 12, 39). В результате теперь
“старчествуют” уже не только
“чернецы”, но и некоторые
“бельцы”.
В свое время на
меня сильное впечатление произвела
нижеследующая трагикомическая
история, связанная с
духовничеством. Еще при жизни
Сталина (и Берии!) в Московскую
Патриархию управляющему делами
протопресвитеру Н.Колчицкому
позвонили с Лубянки. Сообщили ему
следующее. Была задержана женщина,
которая на коленках ползла вдоль
Кремлевской стены. Будучи
допрошенной, она отвечала:
— Мой
старец дал мне такую епитимию — три
раза на коленях проползти вокруг
Кремля.
Особенно льнут к
нынешним “старцам” те из верующих,
кто боится ответственности за свои
поступки и стремится переложить
возможную вину за принятые решения
на своего духовного отца. В этом
отношении современные духовники
заслуживают самого искреннего
сочувствия — какими пустяками им
то и дело приходится заниматься!
Некий
православный христианин, москвич,
иногда выражал желание пожить
уединенно в загородном доме. И вот
такая возможность представилась —
хозяева одной дачи должны были
уехать, и ему предложили там пожить
бесплатно.
— Ну, —
вдруг сказал этот человек, — я это
так решить не могу. Я должен
съездить в Троице-Сергиеву лавру,
взять благословение у своего
духовного отца.
Через
несколько дней, после поездки туда,
он объявил:
— Нет, мой
старец не благословил мне жить за
городом. Он говорит: “Как это можно,
бросить в московской квартире
одинокую, больную старуху мать...”
Вот какого
типа “проблемы” приходится
“разрешать” нынешним нашим
“старцам”.
Очень многое из
практики современного
“старчества”, да и
“послушничества”, выражено в
одной тонкой шутке. Некто в этой
связи вспомнил один из запевов на
девятой песне канона в День
Сретения Господня:
— Не
старец Меня держит, а Я его держу.
Весьма умилил
меня рассказ об одном
прославившемся высотою своей жизни
архимандрите. Собеседник назвал
его “старцем”. Тут батюшка ужасно
смутился, замахал руками и
торопливо проговорил:
— Нет! Нет!
Не старец! Не старец!.. Старичок...
Я слышал
любопытный отзыв Митрополита
Алма-Атинского Иосифа (Чернова) об
одном из самых популярных нынешних
старцев:
— Он такой
добрый, он так вас любит, что готов
всех вас в Рай вилами затолкать!..
Одним из
результатов гонений на веру и
Церковь стало широкое
распространение тайного
монашества, в особенности среди
верующих женщин. Архиепископ
Киприан шутя называл их: кустовые
монахини.
(Т.е.
пострижение происходило в лесу, под
кустом.)
Иногда “тайное
монашество” приобретает даже
очень явные формы. Мне
рассказывали, как в
Троице-Сергиевой лавре под руки
ведут старуху к Святой Чаше для
приобщения, и сопровождающие
возглашают на весь храм:
—
Пропустите тайную монахиню
Феодосию!..
Я ни в коем случае
не хочу бросить тень на всех
монашествующих, но известны случаи,
когда “образ ангельский”
принимают люди не вполне достойные.
Мне
рассказывали, как две женщины
просили пострижения у наместника
Псково-Печерского монастыря, но он
категорически им в этом отказал.
Через некоторое время ему сообщили,
что обе искательницы своей цели
достигли. Тогда о. архимандрит
попросил:
— Узнайте
мне, пожалуйста, кто их постриг и за
сколько?
Последний вопрос
несколько проясняет ситуацию с
“тайным монашеством”. Мне,
например, рассказывали о некоем
архимандрите, который совершал
пострижения за 600 рублей. А
поскольку сумма довольно
значительная, то некоторых
постригал, так сказать, в рассрочку.
У паствы
своей этот батюшка пользовался
необычайным почитанием и имел
репутацию “старца”. Мой приятель
видел пододеяльник, который
преподнесли этому архимандриту его
почитательницы, там красными
нитками была вышита затейливая
надпись:
“Спи
спокойно, дорогой отец Борис!”
И в заключение сей главы приведу записанное мною стихотворение — образец современного монашеского фольклора.
Новопостриженным инокам поучение
Отныне, братие,
есте монахи!
К чему,
скажите, охи-ахи?
Монах
парень простой,
Хоть лоб у
него пустой,
Зато
карман вельми богатый,
Да и вид
зело нагловатый.
Искони
земля Российская познала,
Чем ее
монашество преславно стало:
Прегустыми
бородами,
Да
предлинными косами,
Благодатными
пузами
Да
большими кошельками.
Славу сею,
братия, преумножайте,
Да меня
благодарить не забывайте.
Не
удобствует монаху от пьянства
бесноватися
И под мухой
нагу сущу по улице шататися.
Монах по
улице не бегает наг,
А ходит в
ряске и голубых штанах.
Егда же в
келии бывает,
Коньячок
потребляет,
Телевизор
бачит
И о грехах
своих плачет.
Ныне же,
братие, ступайте,
Радость
монашества познайте,
Кушайте
пряники, да варенье —
И вот вам
мое благословенье!