На духу
Ну уж Бог
с ней — такая она паче ума и
естества многословная.
Н.Лесков.
Заметки неизвестного
Надо сразу признаться, что в практике современной исповеди “многословие” явление сравнительно редкое, по большей части из теперешних верующих каждое слово приходится вытаскивать. (Исключение составляют образованные женщины, эти уж действительно вещают “паче ума и естества”.)
Для начала
старинный церковный анекдот.
Батюшка
исповедует. Неподалеку от него
стоит несколько женщин и один
мужчина.
Подходит
очередная исповедница.
Священник
спрашивает:
— Как ваше
имя?
—
Катерина.
—
Е-катерина, — поправляет священник.
Следующая
к нему приближается.
— Имя?
—
Лизавета.
—
Е-лизавета, — говорит священник.
Подходит
мужчина.
— Как ваше
имя?
— Е-тит.
Вот самый
распространенный вариант начала
исповеди.
Подходит к
священнику женщина, улыбается во
весь рот.
— Батюшка,
всеми грехами грешна...
— Ну, а
чего же ты улыбаешься? Ведь плакать
надо...
(Один
священник на подобное заявление о
“всех грехах” отвечал так:
— А вот я
тебе сейчас все какие только есть
епитимьи назначу!)
А вот еще вариант.
Женщина
подходит, молчит.
— Ну, —
спрашиваешь, — грехи у тебя есть?
— Нет,
батюшка, никаких грехов у меня нет...
Тогда я
говорю:
— Ну, раз
нет грехов, тогда не нужно
исповедоваться. Это ведь только для
грешных людей...
— Ну как
же, батюшка?
— А вот так
же... Все мы, люди, до одного грешные,
а ты только одна — без греха...
— Нет,
батюшка, есть грехи...
— Ага.
Значит — есть. Ну, вот теперь давай
о них с тобой и поговорим...
Еще одна подходит.
Начинает:
— Живу
одна. Абортов не делала, душ не
губила, не воровала...
Перебиваю:
— Ты мне
рассказывай не о том, чего ты не
делала, а о том, что ты делала...
— А что я делала?
—
Сплетничала, ругалась, осуждала...
— Ну, не
без этого...
Часто вместо
грехов начинают перечислять
болезни.
— Вот у
меня операция была... Ногу я ломала...
— Подожди,
— говорю, — ты мне про грехи
рассказывай... Может быть, у тебя на
душе есть что-нибудь особенное?..
— Вот,
батюшка, живот у меня внизу очень
болит... Там, наверно, у меня
что-нибудь особенное...
Спрашиваешь:
— Ну, как?
Посты соблюдаешь?
— Нет, —
говорит, — батюшка, у меня зубы
болят...
Подходит.
Улыбается и молчит.
Я говорю:
— Ну, что
ты улыбаешься?
Она:
— Я —
такая...
Подходит мужчина.
Спрашиваю:
— Вы в Бога
верите?
— Верю.
Конечно, верю. Ну, не так, конечно
верю... Некоторые верят, ну, прям
взахлеб...
Иногда выясняется
поразительное невежество.
Некий
батюшка во время исповеди
почувствовал, что прихожанка о
христианстве имеет самое смутное
понятие. Тогда он указал ей на
лежащий на аналое Крест.
— Вот
посмотри сюда. Кто здесь распят?
— Я, —
отвечает, — батюшка, без очков. Не
вижу...
Приходит на вид
очень бойкая.
— Как
зовут? — спрашиваю
— Святая
великомученица Евдокия.
— Что?!
Какая же ты — великомученица?
— Я,
батюшка, всегда так про себя говорю:
святая великомученица Евдокия...
Еще одна,
остановила меня посреди храма.
— Батюшка,
мне с вами надо поговорить. Только
долго.
—
Пожалуйста, говори. Я слушаю.
— Батюшка,
мне все время кажется, что я — т и г
р а, и сына своего я хочу
растерзать...
— Так, —
говорю, — а зовут тебя как?
— Мария.
— Хорошо, я
за тебя помолюсь... Но ты на всякий
случай еще сходи к психиатру...
Весьма трудно
исповедовать современных детей —
за редчайшими исключениями. Так
внушаешь им необходимость быть
добрыми и терпимыми...
Протоиерей
Борис Старк рассказал мне, как в
Париже русский батюшка исповедовал
ребенка из эмигрантской семьи.
— Ты ни с
кем не ссорился?
— Нет.
— Ты
никого не обидел?
— Нет.
— И тебя
никто не обидел?
— Нет.
— Ну, может
быть, у тебя какая-нибудь
неприятность была?
— Лягушку
видел...
Во многих церквях
существует одна весьма
сомнительная треба, так сказать,
примыкающая к исповеди и даже ее
заменяющая. В просторечии это
именуется “Молитва от аборта”, а в
требнике — “Молитва жене, егда
извержет младенца” (то есть когда
происходит непроизвольный
выкидыш). По смыслу своему читаться
эта молитва должна вовсе не в храме,
а дома, у постели больной женщины.
Однако же предприимчивые наши
клирики читают ее не там, где
положено, и не тому, кому следует. За
это берется плата — обыкновенно
рубль. Практика
эта, распространившаяся почти
повсюду, приносит огромный вред,
ибо у людей сравнительно далеких от
Церкви создается впечатление, что
аборт отмолить легко и просто —
достаточно прийти в храм, выслушать
эту молитву, внести рубль — и грех
прощен.
(Для
несведущих надо заметить, что
Церковь рассматривает аборт как
убийство. За это преступление на
женщину должна быть наложена
строгая епитимия — отлучение на 10
лет.)
Е. как-то
предложил переименовать самое
чинопоследование и впредь называть
его так:
— Молитва
жене, егда извержет рубль.
И завершим эту
главку подлинной историей, которая
произошла в церкви села Лукина под
Москвою (станция Переделкино). К
тамошнему иеромонаху на исповедь
пришла старушка.
— Батюшка,
— говорит, — я грешница... Сейчас
пост, а я колбасу ела...
— А какую
же ты колбасу ела?
— По два
двадцать.
— Ты не
грешница, — сказал иеромонах, — ты
— мученица...