“Святая десятуха”
— Ах,
полноте, пожалуйста, что такое за
Православие,
и в чем
оно состоит, я не знаю, кроме как
“Господи помилуй”,
да “Тебе
Господи с подай Господом”.
Н.Лесков.
Мелочи архиерейской жизни
Среди народа нашего
распространены верования и даже
суеверия, многие из которых корнями
своими уходят в языческие времена.
Даже в самом христианском обиходе
встречается нечто такое, что явно
связано с религией предков. Так,
например, особенное почитание,
которое оказывали и оказывают
русские люди святому пророку Илье,
подобного происхождения, ибо у нас
его наделяют некими функциями
“громовержца”. Весьма чтима на
Руси и Святая
Великомученица Параскева — в
переводе с греческого это имя
означает “Пятница”. Почитание,
которым пользуется Великомученица,
народ перенес и на одноименный день
недели. Известный литургист
С.В.Булгаков писал:
“По мнению
народа все пятницы в году имеют
свою важность и должны быть
почитаемы, но особенным уважением
пользуются некоторые из них, число
которых двенадцать: 1-я — пятница —
в первую неделю Великого Поста, 2-я
— перед Благовещением. 3-я — на
Вербной неделе, 4-я — перед
Вознесением, 5-я — перед Троицыным
днем, 6-я — перед Рождеством Иоанна
Предтечи, 7-я — перед Илиею
пророком, 8-я — перед Успением, 9-я —
перед Архангелом Михаилом, 10-я —
перед Кузьмою-Демьяном, 11-я — перед
Рождеством Христовым, 12-я — перед
Богоявлением”. (Настольная книга
для священно-церковно-служителей,
примечание ко дню 28 октября.)
Мне
рассказывали, что в некоем
белорусском селе особенно
почитается 10-я пятница, в
просторечье она именуется там
“десятуха”. В этот день в местном
храме полно молящихся, и
богослужение отличается особенной
торжественностью И тамошний
батюшка во время крестного хода
вместо молитвенного прошения к
Великомученице Параскеве
возглашает такой немыслимый запев:
— Святая
Десятуха, моли Бога о нас!
Если проездиться по всей Православной Руси, посетить храмы, раскинутые по ней, и присмотреться к местным обычаям, то можно будет обнаружить очень много и умилительного и смешного, и даже — увы — соблазнительного. Этот небольшой раздел повествования я и решаюсь посвятить подобным курьезам “местного значения”, о которых мне удалось узнать разными путями.
Отец Борис Старк
рассказывал мне, что покойный
Митрополит Одесский Борис (Вик) в
свое время распорядился, чтобы
благочинные выясняли, какие
странности существуют в
подведомственных им храмах и по
возможности устраняли то, что
несообразно с уставом и
общецерковным обиходом.
В
результате подобного
благочинского расследования стало
известно, что в некоей церкви,
расположенной на самой границе с
Молдавией, весьма своеобразно
завершается панихида. При
возглашении “вечной памяти”
диакон берет столик с приношениями
прихожан и начинает поднимать его и
опускать в лад пению. Те женщины,
что стоят поближе, берутся за
платок, которым накрыт этот столик,
и сами начинают то приседать, то
выпрямляться... Стоящие за ними
берутся руками за уголки головных
платков передних и так же ритмично
раскачиваются... Словом, вся церковь
начинает, что называется, ходить
ходуном.
Один
священник, которому я об этом
рассказал, в ответ заметил:
— Тут уже
надо петь не “вечную память”, а
“волною морскою”. (Ирмос,
песнопение Страстной седмицы.)
В своем собственном приходе я с самого начала столкнулся с довольно странным обычаем. Когда кому-то из недавно умерших (новопреставленных) исполнялось сорок дней, на столике возле канона ставилась бутылка с фруктовым соком или киселем, а рядом с нею ковшик. После окончания панихиды батюшка, в данном случае я сам, должен был налить немного жидкости из бутылки в ковшик. Называлось это простое действие “отпустить душку”. Мне удалоь выяснить, что это “отпускание” завел один из моих предшественников. После краткой и энергичной проповеди продолжать этот странный обряд я категорически отказался.
Священника
назначили на новый приход. Первая
служба. После литургии, как
положено, панихида. После окончания
ее обычно поют:
“Души их
во благих водворятся, память их в
род и род”.
А тут
певчие запели нечто более
продолжительное:
— Души их
во благих водворятся, память их в
род и род, и род и род, и род и род... в
род и род, и род и род... в род и род, и
род, и род...
И так до
бесконечности.
Некий батюшка был
назначен помощником настоятеля на
двуштатный приход. А там было такое
обыкновение: в каждую поминальную
книжечку, которая приносилась в
Алтарь, была вложена рублевая
ассигнация. Деньги эти делились
между священниками.
Но вот
наступил День Усекновения главы
Святого Иоанна Предтечи. (А надо
сказать, с XVIII века в Русской Церкви
есть обычай служить в этот день
особую панихиду о павших воинах,
так что поминаний приносится
много.) Новоназначенный священник
открывает первую попашуюся поминальную
книжечку и обнаруживает там не
рублевку, а десятку. Сначала он
решил, что кто-нибудь это положил по
ошибке. Однако и в другом поминании,
и в третьем — всюду десятки. Его
недоумение рассеял отец
настоятель. Он объяснил, что это —
местный обычай. Основывается он на
том, что на десятке в отличие от
меньших купюр отдельно напечатана
голова Ленина. И по этой причине
считается обязательным передавать
в День Усекновения главы Иоанна
Предтечи в Алтарь именно десятки...
И мнится мне, что священнослужители
с этим несообразным и отчасти даже
кощунственным обычаем в борьбу так
и не вступили...
А вот рассказ о более принципиальном батюшке. Прибыв на приход, он обнаружил там такой порядок. Прихожане клали почти за каждую икону в храме копченое мясо, сало и колбасы. Батюшка был молодой, ревностный, а потому несколько раз осудил в проповеди подобные жертвы, как нарушающие традиции Православной Церкви — в храм не вносить ничего мясного. И, надо сказать, пастырь добился своего — за иконы больше никто никакую снедь не клал. Но самому настоятелю, дотоле вполне обеспеченному мясом, пришлось впредь покупать его.
Клирики,
приехавшие к нам с Украины, ввели
обыкновение омывать руки в конце
Божественной литургии, перед
причащением Святых Даров. Кое-где
батюшка для этого сам подходит к
умывальнику, а кое-где ему, так
сказать, по архиерейскому чину,
подносят кувшин и блюдо.
Настоятель
одного из храмов московской
епархии рассказывал мне, что так
было и у него на приходе. Однако он
заметил, что алтарники как-то
особенно бережно обращаются с
водою, которая остается после
омовения рук на блюде. Он это дело
исследовал и выяснил, что вода эта
собирается, а потом продается
прихожанам по цене три рубля за
бутылку. Название она носит такое —
“Отченская водичка”, поскольку
омовение рук
происходит при пении “Отче наш”.
Батюшка искоренил эту торговлю
самым простым способом — стал
подходить к умывальнику.
В некоторых
местах, в частности, я знаю, на
Кубани, есть обычай подавать деньги
“на кадило”. То есть во время
каждения молящиеся вручают купюры
священнику или диакону.
В городе
Обухе Киевской епархии, как мне
рассказывали, по этой самой причине
отец настоятель в большие
праздники сам литургию не служит, а
только выходит из алтаря для
каждения на “херувимской”. Правая
рука размахивает кадилом, а левая
проворно берет мзду. При этом
произносятся такие слова:
— Помяни,
Господи, приносящих и принесших, и
жертвующих, и дающих, и подающих, и
через них передающих...
В своем
роде — литургическое творчество.
А вот рассказ о
некоем священнике рационализаторе.
Таинство
исповеди завершается тем, что
батюшка возлагает на голову
кающегося епитрахиль и произносит
разрешительную молитву. После
этого исповедовавшийся целует
лежащие на аналое Евангелие и
Крест. Так вот этот
“рационализатор” вычитывал
положенные молитвы, проводил общую
исповедь, после чего читал общую
разрешительную молитву, вешал
епитрахиль на гвоздик возле аналоя
с Крестом и Евангелием, а засим
удалялся в Алтарь. А исповедники по
очереди сами накладывали себе на
головы конец висящей епитрахили, а
потом, как положено, целовали Крест
и Евангелие.
Мне
вспоминается, будто архиерей этого
“рационализатора” запретил в
священнослужении.
Один художник,
реставратор икон, рассказывал о
совсем уже дикой странности,
которую он наблюдал в каком-то
приходе. Во время литургии около
самого амвона ставился столик, а на
нем ваза с печением. Во время пения
“херувимской” к этому столику
поочередно подходили все
присутствовавшие в храме,
аккуратно брали из вазы по одному
печению и откладывали в сторону... В
это время поется:
— ...всякое
ныне житейское отложим попечение...
А тамошние
верующие воспринимали эти слова
так — “отложим по печению”.
Мой друг,
протоиерей Б.Г., родом москвич,
начинал свое служение на Кубани.
Был он тогда молод и неопытен. В
первые же недели на станичном
приходе он совершил множество
“заочных отпеваний”. И почти все
покойники были мужчины. Документов
там никаких не спрашивали,
оформляли требу просто, а батюшка
отпевал себе и отпевал.
Но вот
однажды он обратился к женщине,
которая заказала заочное
отпевание, с вопросом:
— А давно
он у вас умер?
— Как умер?
— удивилась та. — Он — живой...
— Как
живой? — опешил батюшка.
— Так —
живой, живехонький... Ничего ему,
подлецу, не делается...
И тут
выяснилось, что в тех местах
существовало суеверие: если заочно
отпеть неверного мужа, он вернется
к семье. Словом, батюшка мой, сам
того не ведая, за несколько недель
отпел всех распутных мужиков целой
округи.
Разумеется,
в дальнейшем он неукоснительно
требовал, чтобы предъявлялись
документы о смерти...
Надо сказать, что
о. Б. до сих пор с удовольствием
вспоминает годы, прожитые им на
Кубани. Теплый климат,
“благорастворение воздухов”,
“изобилие плодов земных”...
— Заходит,
например, — вспоминает батюшка, —
ко мне сосед. Местный врач, зовет к
себе. Садимся с ним в саду, в
беседке. Выносит он домашнее вино.
Сидим на воздухе, неторопливо
попиваем, беседуем... А я смотрю на
него и про себя думаю: “А ведь я
тебя уже раза три отпел...