ГЛАВА XXI
Христианская
любовь -
как основное начало
нравственности. Ее характерные
черты. Гимн христианской любви у ап.
Павла - XIII
глава 1
послания к Коринфянам.
Итак, мы видели, что те системы нравственности, которые не принимают, как основу, Евангельского учения о христианской любви, оказываются несостоятельными. Нравственность же христианская-целиком утверждается на законе любви, эта любовь - и основа, и вершина ее.
Что же такое - эта христианская любовь? Конечно, в полном своем развитии она является самым возвышенным, сильным и ярким из всех человеческих чувств. Она представляет собою переживание особой духовной и нравственной близости, сильнейшего внутреннего тяготения одного человека к другому, Сердце любящего человека открыто для того, кого он любит, и как бы готово принять, привлечь его к себе. В своей любви оно и другого принимает в себя, и себя отдает другому. „Сердце наше расширено к вам, коринфяне, вам в нас не тесно", - писал своим любимым духовным детям апостол Павел. „Потому узнают все, что вы - мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. XIII, 39), - говорил своим апостолам (а в их лице и всем нам, христианам) сам Г. И. Христос.
Христианская любовь есть чувство особое, приближающее человека к Богу, Который Сам есть - Любовь, по слову Его возлюбленного апостола (1 Иоан, IV, 8). В сфере земных чувствований нет высшего чувства, чем чувство материнской Любви, готовой на самопожертвование. И вся история отношений Бога к человеку - есть сплошная история самопожертвования Небесной любви. Отец Небесный как бы за руку ведет ко спасению грешника, Своего врага и изменника, и не щадит для его спасения - Своего Единородного Сына. Сын Божий, сойдя с неба, воплощается, страдает и умирает для того, чтобы чрез воскресение дать грешнику ту блаженную вечность, которую он утерял чрез свою измену. А пред страданиями Он дает Своим верным как бы завещание - заповедь f идеал: „как Я возлюбил вас, так и вы - да любите друг друга"...
Таков идеал бескорыстной христианской любви. Она обнимает всех - не только друзей, но и врагов. Господь в Евангелии прямо говорит: „Если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники тоже делают"... (Луки VI, 32-33) Этим Господь предупреждает нас против эгоистически-корыстного характера любви нехристианской, языческой- В такой эгоистической любви главное - наше собственное „я", наше самоудовлетворение от этого чувства. А нам, христианам, Господь заповедал иное: „любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас"... - Таким образом, христианин любит других людей не за доброе или угодливое отношение к себе, а т. ск. за них самих, они дороги ему сами по себе, и любовь его ищет их спасения, хотя бы они и враждебно относились к нему.
Но, быть может, ни в одном месте Священного Писания не раскрывается сущность и свойства христианской любви так, как в XIII главе 1-го послания ап. Павла к Коринфянам. Не напрасно толкователи Священного Писания называют эту глазу гимном христианской любви. В ней апостол сопоставляет христианскую любовь с разными духовными дарованиями и добродетелями, и, назвав эту любовь путем превосходнейшим (в конце предыдущей XI! главы). с неотразимой убедительностью разъясняет, насколько она выше всех других дарований и переживаний человека.
„Если я говорю языками (не только) человеческими, но (даже) и ангельскими, а любви не имею", - говорит апостол,-,,то я - медь звенящая и кимвал звучащий". (Т. е. подобен бездушным предметам, которые действуют только на внешний слух человека, а не на сердце его). И все высшие добродетели - пророчество, ведение всех тайн, чудотворящая вера и даже подвиги самоотречения и мученичества, без любви - ничто, и только от нее приобретают свою цену.
„Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, us превозносится, не гордится, не бесчинствует'' - она делает человека терпеливым. кротким, смиренным и благожелательным но всем. „Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине"... Это - сила, все побеждающая, сила смиренной любви, уничтожающая эгоизм и злобу, гнездящиеся в сердце человека. И эта истинная любовь всегда ищет правды и истины, а не лжи и угодливости, И наконец- „любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает"... Да, именно - никогда. Ничто не переломит ее - ни испытания, ни муки, ни горе, ни лишения, ни разочарования. И в иной - лучший мир пойдет она с христианином, и во всей полноте раскроется именно там - когда исчезнут не только дары пророчества и языков, но прекратятся уже вера и надежда. Вера заменится там зрением лицом к лицу, а надежда станет сбывшеюся; одна любовь будет царствовать „во веки веков, навсегда". И поэтому-то и говорит тот же апостол: „любовь есть исполнение (всего) закона... "(Римл. XII, 10)