ГЛАВА XXII.
Влияние христианства на все стороны жизни. Христианская семья. Взаимные отношения мужа и жены, родителей и детей. Почитание власти - гражданской и духовной.


Основная задача христианства - научить людей жить по воле Божией, дабы чрез это привести их к вечному блаженству. Напрасно некоторые хотят свести христианство только к узко-обособленной сфере религиозных переживаний. Нет, христианство - жизнь, христианство - новая печать на всех жизненных отношениях людей. И влияние его на жизнь - бесспорно и несомненно для всякого беспристрастного человека. Достаточно указать на то, что хотя в наше время жизнь и поведение людей на земле далеко отошли от христианских идеалов, однако же понятия и взгляды их сформировались по типу христианскому. У лучших, искренних служителей науки и искусства, их труды и творения носят на себе явно христианский отпечаток. Далее, такие отрадные явления, как исчезновение рабства, возникновение целого ряда благотворительных и просветительных учреждений, и многое другое - несомненно, обязаны своим появлением христианству. Но, быть может, более всего испытала преобразующее и воспитывающее влияние христианства первая ячейка строя общественной жизни - семья.

Конечно, великое и ответственное дело для христианина и христианки-избрать себе друга или подругу на всю жизнь. О христианским браке Слово Божие говорит: „будете два в плоть едину" - т. е. в нем двое составляют как бы один организм, одну общую жизнь. Жена христианка прежде всего думает о муже, а потом уже - о себе. Точно так же и муж сначала позаботится о жене, а потом уже- о себе. И такой христианский супружеский союз Господь закрепил своим Божественным словом: „еже Бог сочета, человек да не разлучает"...

И замечательно, что в таком христианском браке, любовь мужа и жены имеет тот же бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь. Не напрасно ап- Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви, и говорит: „мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь, и себя предал за ню" (за нее). В христианском браке единение любящих личностей становится настолько всеобъемлющим и полным, взаимная преданность супругов настолько глубока и безусловна, - что они во всем уподобляются друг другу, а иногда [к старости) даже и внешне становятся похожими друг на друга. И жизнь их проходит в полном согласии - в полной преданности заветам Христа Спасителя и Его Святой Церкви.

Но как тяжело бывает в наши дни видеть опрометчивое, безрассудно-неосторожное и совершенно нехристианское отношение молодежи к этому серьезнейшему вопросу. Постоянно приходится наблюдать, как браки заключаются теперь не по серьезному, глубокому, проверенному чувству любви - а по „влюбленности" - чувству не серьезному, не глубокому. Часто содержанием такой влюбленности является - увы - в сущности, - только животная похоть, только „волнение крови молодой" (а иногда и не молодой, да грязно-бурливой...).

И вместе с этим, в таких „браках" в предбрачную пору постоянно наблюдается фальш и самоприкрашивание и тела и души, лицемерное желание не быть, а казаться лучше и красивее - о котором мы уже говорили ранее. Но ведь жизнь можно строить только на правде, на лжи она устоять не может. И отсюда - столь частое разочарование супругов друг в друге, и безобразная практика разводов. Да и кто же не знает, что в наши дни эти „влюбленности" постоянно разрешаются в „гражданские браки", т. е. незаконные связи, систематически постоянные нарушения 7-й заповеди, за которые Церковь отлучает от принятия св. Тайн. А оканчивается все это сплошь и рядом трагически не только ссорами, но и преступлениями, убийством и самоубийством.

Христианский брак есть живая жизнь двух в единении. И с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее. Конечно, и в христианстве в эту супружескую любовь, как известное слагаемое входит любовь страстная, связанная с свойственной каждому человеку естественной половой склонностью и чисто-телесным влечением. тяготением его к другому полу. Но в истинно христианском браке такая любовь страсти в привязанность супругов входит, как мы сказали, только- как слагаемое; и никогда не имеет такого значения и силы, как в нехристианских брачных союзах. А в житиях святых мы видим ряд примеров, как супруги христиане по обоюдному согласию отказывались от половой жизни - то с самого начала брака, то после 40 лет. И замечательно, что в таком браке, когда супруги-подвижники живут „как брат и сестра", их взаимная любовь отличается особенною силою привязанности, всеобъемлющей верности и взаимного уважения. Так христианство освятило, возвысило и преобразило брачный союз.

Но в христианской семье, кроме мужа и жены, еще мыслятся и дети и родители. И на взаимные отношения тех и других христианство. опять-таки, накладывает свой характерный отпечаток.

В каждой доброй семье непременно должна быть единая семейная жизнь. „Наше", общее - всегда должно в ней стоять выше „моего", личного. Недаром все члены семьи носят одну фамилию - общею, дружною жизнию должны они и жить.

Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И семья -его первый долг. О тех, кто не заботится о своей семье, ап. Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно: „Если кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного"...(1 Тим. V, 8),

Часто бывает в жизни, что родители, направляя детей на тот или иной жизненный путь, поступают так наперекор их склонности и сердечному желанию. А иногда - бывают вообще несправедливы. И против этого апостол прямо говорит: „отцы, не раздражайте чад своих, чтобы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Кол. Ill, 21 и Еф,У|,4). Чрезмерная, непосильная требовательность, действительно, повергает детей только в уныние. Тем более, несправедливость:

для ребенка отец - высший авторитет, и горе, если тот авторитет пойдет против того чувства правды, которое в ребенке гораздо сильнее, чем во взрослом. Получится положение, прямо-таки безвыходное для детской души... Но еще хуже бывает, когда родители чересчур балуют детей, бывают слишком снисходительны к ним, и часто оставляют их без присмотра. Отсюда может получиться уже великая нравственная порча ребенка -тем более, что, как мы видели, слово Божие прямо повелевает родителям воспитывать и наставлять детей в Законе Господнем...

Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т. к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать - недаром он именно к ней бежит с криком „мама", когда его обидели. И пред материю-великая задача: воспитать сына (или дочь) - верующего христианина, доброго, отзывчивого, трудолюбивого, полезного работника церкви и государству- воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены. Это-алтарь ее служения своему Господу, работа не менее важная, чем его работа для семьи. И стыд, позор тем матерям, которые тяготятся воспитанием своих детей - и отдают их часто целиком на попечение наемных лиц, забывая о том, что душу ребенка так легко повредить или загрязнить. Да разве кто-нибудь может заменить ребенку родную мать?..

Но не меньше, чем родители, должны помнить свои обязанности и дети. Всем известна 5-я заповедь Закона Божия о почитании родителей. „Дети, - писал ап. Павел. - повинуйтесь своиу родителям в Господе, ибо сего требует справедливость". И конечно это требование вызывается именно справедливостью. Ведь дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них любя, трудясь, во многом отказывая себе, выращивая их своей любовью, часто помогая им и тогда, когда они уже сами станут взрослыми и самостоятельными людьми.

Но как часто теперь нарушается у нас 5-я заповедь! Даже те дети, которые убеждены, что они искренно и крепко любят своих родителей - часто не слушают, а значит и не почитают их. Любовь всегда связана с послушанием. А чем старше становятся такие дети, тем--увы - своевольнее становятся они, грубя родителям, в лицо упрекая их в „отсталости", и уже ни во что ставя их авторитет. Это ли - почтение к родителям?.. Ведь в Ветхом Завете было сказано прямо: „кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти", а в Евангелии Спаситель, напоминая об этом законе, назвал его заповедию Бо-жиею. А сколько известно из жизни - ужасных примеров того, как Господь тяжело (иногда - смертельно) карал оскорбителей отца или матери! Недаром говорится: „молитва матери из воды и из огня спасает" и "Благословение родителей утверждает дом чад", а, с другой стороны, кто не знает, какое ужасное несчастие - навлечь на себя проклятие отца или матери...

Итак, в основном своем смысле 5-я заповедь говорит о почитании родителей. Но, конечно, сюда относятся и все, заступающие их место для христианина: учителя, воспитатели и т. п., а в особенности, конечно, представители законной власти, охраняющей порядок в государстве. Апостол Павел прямо повелевает молиться „за царей и всех начальствующих", и во многих других местах своих посланий учил повиноваться властям. Еще важнее, конечно, для христианина, почитание духовных властей-пастырей церкви, в особенности же епископов, а также того пастыря, который является его духовным отцом и отвечает пред Богом за его душу. Апостол Павел говорит: „повинуйтесь наставникам вашим, и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать ответ"... А сам Господь Своим апостолам, а в их лице и пастырям церкви, говорил: „слушающий вас, Меня слушает, а отметающийся (не слушающий) вас - Меня отметается"...