ГЛАВА XXV.
Христианство
и коммунизм. Общение имущества в
христианстве и в коммунизме.
Нарушение справедливости в
коммунизме. Идеология христианства
к коммунизма.
Рассмотрим теперь вопрос об отношении христианства к коммунизму. Тому коммунизму, который теперь на глазах всего мира явился как факт, как попытка реального осуществления в жизни социалистических идей - в советской России.
Всем известно, что коммунизм прямо выступил в истории как заклятый и ожесточенный враг христианства. Со своей стороны, и христианство признает его совершенно чуждым и враждебным себе, по самому его духу, по всему содержанию его идеологии.
История церкви апостольских времен говорит нам о том, что в те времена в ней также был свой христианский коммунизм, когда у верующих было все общее, как говорит книга Деяний Апостольских. Да и теперь этот христианский коммунизм существует в виде общежительного монашества, которое считается лучшей формой для христианской аскетической жизни. Таким образом, общение имущества с христианской точки зрения не только приемлемо. Нет, более того: это светлый, идеально-высокий тип христианских взаимоотношений, примеры которого и были и существуют в жизни православной Церкви.
И как велика разница между таким христианским коммунизмом и коммунизмом советским! Один от другого отстоит, как небо от земли. Ведь коммунизм христианский не есть самостоятельная самоцель, к которой стремилось бы христианство. Нет, он есть - следствие и порождение того духа любви, которым дышала Церковь первых времен. Кроме того, этот христианский коммунизм был вполне добровольным. В нем никто не говорил:
„отдай твое, оно принадлежит нам", а, наоборот, христиане сами жертвовали так, что „никто из них ничего из имения своего не называл своим". Что же касается социалистического коммунизма, то в нем общение имущества является самоцелью, которой нужно добиться во что бы то ни стало, и не взирая ни на что. И творцы коммунизма этого добиваются - чисто принудительным путем, не останавливаясь ни пред какими мерами, даже пред избиением всех несогласных... И основа этого коммунизма- не свобода, как в христианском коммунизме, а насилие, не жертвенная любовь, а зависть и ненависть...
В своей борьбе с христианством коммунизм заходит так далеко, что отказывается даже от элементарной, всеми признаваемой, справедливости. В своей классовой идеологии коммунизм в сущности попирает всякую справедливость. Предметом его забот служит не общее благо всех граждан государства, а только интересы рабочего класса и пролетариата. Все же остальные государственные и общественные группировки граждан государства открыто оставляются за „бортом", вне всяких попечении коммунистического правительства. Они могут голодать, могут не иметь ни копейки заработка, не иметь даже самой возможности его „правящим сферам" до этого нет никакого дела. Что это, как не попрание справедливости и издевательство над миллионами людей?..
Коммунизм, говоря о новом строе „свободного" государства, постоянно упирает на то, что этот строй есть „диктатура пролетариата". Но давно уже выяснилось, что в советской России этой обещанной диктатуры пролетариата нет и в помине, а есть - диктатура над пролетариатом. Тем более, нет там обычных проявлений политической свободы: ни свободы печати, ни свободы собраний, ни неприкосновенности жилища. Только те, кто жил в России, - знают всю тяжесть и силу того гнета, который царит там. А над всем этим стоит небывалый еще политический террор - казни и убийства, ссылки и заточения в невероятно тяжелых условиях. Вот что дал коммунизм русскому народу - вместо обещанной свободы...
В своей политической пропаганде коммунизм утверждает, что он добивается осуществления свободы, равенства (т. е. справедливости) и братства. О первом и о втором мы уже говорили; что же касается „братства" - то несомненно, что это слово украдено у христиан, называющих друг друга „братие". А у апостола Петра прямо сказано „всех почитайте, братство любите"...(1 Петра, II, 17). Но в практической жизни коммунисты, как известно, слово „брат" сразу заменили словом „товарищ". И это - очень показательно, т. к. товарищами могут быть и соучастники в преступлениях, и члены какой-либо разбойничьей шайки. А о „братстве", конечно, и говорить не приходится там, где проповедуется классовая борьба, зависть и ненависть...
Все эти различия между христианством и коммунизмом не исчерпывают, однако, самой сущности противоречия между ними. Коренное, главное и все объясняющее отличие коммунизма от христианства лежит еще глубже - в религиозной идеологии того и другого. Недаром так злобно и упорно коммунисты борются с нашей верой.
Как известно, коммунизм как-будто бы принципиально атеистичен, и безусловно отрицает всякую религию. На самом же деле - он сам является религией-фанатичной, нетерпимой и темной. Христианство есть религия неба, коммунизм - религия земли. Христианство проповедует любовь ко всем - коммунизм проповедует классовую ненависть и борьбу, и утверждается на эгоизме. Христианство-религия идеализма, основанная на вере в победу Правды и Любви Божией. Коммунизм-религия сухого, рассудочного практицизма, преследующая цель создания земного „рая" (рая животной сытости и духовного одичания). И недаром, на могиле христианина ставится крест, а на могиле коммуниста - красный кол. Как это показательно, ярко и символично для той и другой стороны! С одной - вера в победу жизни над смертию и добра над злом. С другой - беспросветная тьма, мрак и пустота, без всякой отрады, утешения и надежды впереди. И в то время, как уже после смерти святые мощи подвижников Христовой веры цветут нетлением и благоухают - гниющий труп набальзамированного „Ильича" есть наилучший символ коммунизма...