ГЛАВА XXVIII.
Молитва. Необходимость молитвы. Что значит „молиться духом и истиною". Типы молитвы по ее содержанию.


В религиозной жизни человека то богопознание, о котором мы говорили выше, основывается, очевидно, на вере. Эта вера есть первый отклик человеческого сердца на содержание данных религиозных истин, согласие с ними и принятие их. В дальнейшем эта вера, укрепляясь и углубляясь, приводит сердце человека к упокоению в Боге - к христианской надежде на Бога. С другой стороны, все христианство учит нас тому, что христианская вера неразрывно связана с любовию к Богу. А любовь всегда требует живых, личных отношений к тому, кого мы любим. И в отношении к Богу, эта любовь прежде всего и больше всего проявляется в молитве.

Кто не молится Богу - тот не христианин... Молитва есть первый и необходимейший элемент нашей духовной жизни. Она есть дыхание нашего духа, и без нее он умирает как умирает без воздуха тело человека. Вся жизнь тела зависит от его дыхания, от того - дышит человек, или не дышит. Точно так - в духовной жизни все зависит от молитвы, и человек, не молящийся Богу, в духовном отношении - мертвец...

Молитва есть беседа человека с Богом. Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва. Но глубоко ошибочен тот взгляд на молитву, который так распространен теперь (особенно среди молодежи). Люди часто говорят: „захочется молиться - буду молиться; нет охоты - не нужно принуждать к ней, в молитве не должно быть насилия"... Полное непонимание дела' Что вышло бы из земной деятельности человека, если бы он ни к чему себя не принуждал, а только делал то, что ему хочется?! Тем более так в жизни духовной. В ней все ценное, устойчиво прочное приобретается усилием, подвигом работы над собой. Еще раз припомним: „Царствие Божие (и все, относящееся к нему) силою нудится" (усилием достигается). Нет, христианину необходимо раз навсегда заложить в сердце своем то, что он должен молиться во что бы то ни стало - не взирая ни на какие свои хотения или нехотения. Если есть доброе желание молиться - благодари Бога, от Которого исходит все доброе, и не теряй случай помолиться от души. Если нет этого желания, а настало время молитвы (утром, вечером, в храме) - нужно принуждать себя, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что молитва (как всякое доброе дело) тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается. Господь не гнушается никакой молитвой, если человек молится искренно - как умеет, хотя бы у него не было еще навыка молиться вполне сосредоточенно и с неослабевающим усердием.

И тот, кто сколько-нибудь живет духовною христианскою жизнью, всегда найдет о чем ему молиться. Ведь для него Бог и любящий Отец, и могучий Защитник, и неисчерпаемый Источник помощи и силы, и к Нему христианин спешит в нужде и в горе, как дитя к своему отцу. Только нужно сознавать свою немощь и бессилие, и всецело предавать „себя, и друг друга, и весь живот (жизнь) нашу Христу Богу" - ибо в Нем - наша вера, надежда и любовь.

В своей беседе с самарянкой Г. И. Христос указывал, что „истинные поклонники должны поклоняться Отцу в духе и истине". Вот - основной принцип христианской молитвы. Она должна совершаться в духе и истине, а потому христианин, молясь, должен все свои душевные силы собрать воедино, глубоко сосредоточившись в себе, в своей душе, и вдумываясь в слова молитвы. Само собой понятно, что при таком правильном взгляде на молитву никак нельзя назвать „молитвою" то действие человека, когда он только присутствует на молитве, или читает ее языком, а мыслями - далек от нее. Про таких „молитвенников" Иоанн Златоуст говорит: „Тело твое было внутрь церкви, а мысль твоя летала нведомо где. Уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, поля, владения, друзей... Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог услышал ее?.." Нет, не такова должна быть молитва христианина. Он молится „духом и истиною". Молится духом - сосредоточившись в глубине своего „я", глубокими сердечными переживаниями. Молится истиною - не лицемерно, но в правде своей настроенности, в истинном обращении к Воплощенной истине-Христу Спасителю.

Конечно, этим не отвергается (вопреки сектантским заблуждениям) необходимость для человека и внешней молитвы - но только при ее соединении с молитвою внутреннею. Человек - не ангел, душа его не живет без тела, как и тело без души. Апостол Павел говорит: „прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божий". И поэтому, самый основной и полный вид молитвы - та молитва, в которой есть на лицо и внутренняя и внешняя сторона. Они тесно соединены между собою - как внутренние переживания и обращение человека к Богу, так и внешние действия - поклоны, стояние на молитве, крестное знамение и различные богослужебные действия.

Обычно различают три вида молитвы: прошение, славословие и благодарение. И в наших молитвословиях и богослужении все эти три вида и применяются, взаимно сменяясь.

Самым естественным и распространенным у нас представляется первый вид - прощение. И Господь не только не запретил этого вида молитвы, но прямо заповедал его нам. „Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет и ищай обретает, и толкущему отверзется". И в прощальной беседе Он говорил: „Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна"...

Человек, молящийся Богу, должен помнить, что молитва не бывает и не может быть не услышанной, если она искренна и дышет живой верой. Сам Господь говорил: „все возможно верующему". А апостол Иаков поясняет—как гибельно сомнение в молитве: „сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-либо от Господа". И во св. Евангелии мы многократно читаем, как Господь, исцеляя тех, кто просил у Него исцеления, говорил им: "по вере вашей будет вам... Вера твоя спасла тебя"... Но, твердо веря в силу, милость и помощь Божию, христианин не должен забывать того, что всякое прошение о своих нуждах он должен предать всеблагой воле Небесного Отца, который знает, в чем мы нуждаемся. При такой вере и преданности воле Божией, он равно будет благодарить Бога - исполнит или не исполнит Господь его молитву. И это - вполне естественно, т. к. он безусловно уверен в том, что премудрость и любовь Божия все направляет к пользе и благу человека. Недаром поется в церковной молитве, что Господь „глубиною мудрости человеколюбно все строит и полезное всем подает"...