ГЛАВА XXIX.
Молитва
Господня, как образец христианской
молитвы. Три основных части в ней.
Благодарно-прославительный
характер христианской молитвы
(особенно в литургии).
Образцом молитвы для нас, христиан, является, конечно, молитва Господня. Рассматривая ее состав и содержание, мы видим, что внешне по своему составу она делится на 3 части:
1-я-призывание, 2-я-7 прошений, и 3-я - славословие. По внутреннему же ее содержанию, ее можно разделить также на 3 общие части: первая - главная и основная, охватывает собою призывание, и 3 первых прошения; далее идет четвертое прошение о хлебе насущном, и наконец- 3 прошения о наших личных грехах.
1. О чем же прежде всего и больше всего должен молиться христианин? О том, к чему он и стремиться должен больше всего: „о Царствии Божием и правде Его". Это мы и видим в первой части молитвы. Обращаясь к Богу, как к Отцу Небесному, христианин этим свидетельствует о том, что наше истинное отечество - не на земле, а на небе. „Наше жительство на небесах", - прямо писал апостол Павел. - И в этом обращении к Отцу. христианин молится о том, чтобы святилось Имя Божие - и в личной жизни каждого из нас, и в общечеловеческой истории. Оно святится в особенности тогда, когда мы, христиане, чрез творение добрых дел приводим неверующих к тому, чтобы они „прославляли Имя Отца нашего Небесного". - Далее христианин молится о том, чтобы на земле водворилось Царствие Божие. Всматриваясь в жизнь, он видит в ней постоянную борьбу двух начал: света и тьмы, правды и лжи, добра и зла. А видя это, он не может не молиться о том, чтобы в нашей жизни явилась победа света над тьмой, и восторжествовало Царство божие - Царство Правды и Добра. В третьем прошении молитвы Господней мы молимся о том. чтобы в жизни людской исполнялась воля Божия - так, как она исполняется в горнем, небесном мире. Христианское сознание убежденно и твердо говорит человеку о том, что положиться на волю Божию - это не только наш долг, но и настоящая мудрость, правда жизни. Отец Небесный знает, что полезно и нужно каждому из нас, и по своей бесконечной любви и благости желает нам блага и спасения более, чем мы желаем их сами себе. Поэтому и говорит апостол: „Все заботы свои возложите на Него; ибо Он печется о вас" (1 Петра V, 7).
Четвертое прошение молитвы Господней - единственное, в котором говорится не о духовных, а о телесных наших нуждах. Мы должны просить себе хлеба насущнаго - т. е. необходимого для нашего существования, для поддержания телесной жизни. А о том, что сверх этого - "если дано будет - благодарить Бога, а если не будет дано - не заботиться" (выражение из катехизиса). Конечно, под хлебом насуем здесь подразумевается все необходимое для нас - пища. одежда, жилище и т. д. И это четвертое прошение указывает человеку на то, что земная наша жизнь с ее „житейскими поучениями" - также является предметом заботы о нас Небесного Отца. An. Павел говорит: имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам Господь сказал: не оставлю тебя, и не покину тебя"...(Евр. XIII, 5).
Пятое прошение молитвы Господней говорит о прощении грехов. Не только в этом прошении, но и в других местах Своего учения Господь точно указывал на то, что необходимым условием для получения нами от Бога прощения грехов - является прощение нами наших ближних. Но как часто это прошение является неправдою в Очах Бога, Которому мы молимся. Мы читаем: остави нам долги наши. как и мы прощаем должникам нашим" - а в действительности - не прощаем и не оставляем, но обижаемся, долгое время таим в сердце досаду и желание отметить. А потому, всякий раз при этом прошении христианин должен припомнить - простил ли он своим врагам и обидчикам. И если этого нет, если он не простил - он не может ожидать и себе самому прощения от Бога.
Два последние прошения, 6-е и 7-е, говорят об одном: о причинах греха. Сначала мы просим удалить от нас его зародыш - соблазны и искушения, а затем - избавить от лукавого, т. е. от родоночальника всех грехов - диавола. Люди обычно боятся внешних несчастий: неудач, болезней, бедности и т. д. Христианство же учит нас бояться более всего за бессмертную душу. „Не бойтесь" - говорил Господь - „убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне". И в другом месте - о внешних бедствиях Господь, перечислив внешнее испытания и гонения за -веру, прямо говорил: „радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах".
Нет, христианин бояться должен не внешних несчастий и бед - а своих грехов и падении. Всякий знает, насколько привыкаем мы грешить греша буквально на каждом шагу и в каждый момент своей жизни. А грех есть беззаконие, нарушение Закона Божией Правды, и потому результатом его является мучение и скорбь-„плач и скрежет зубов"... И вот, молитва „Отче наш" держит наше сердце в глубоком отвращении от этих духовных зол, и мы, смиренно исповедуя свою слабость и склонность ко греху, просим сохранить нас от падений в искушающие нас грехи, и избавить от лукавого начальника греха - диавола.
К этим семи прошениям, как известно, присоединяется торжественное прославление силы, власти и славы Божией. В этом прославлении Божия величия заключается и сыновнее выражение непоколебимой и ясной уверенности в том, что все просимое дано будет нам от любви Небесного Отца - ибо Его есть „царство и сила и слава во веки. Аминь".
Но не только одна молитва Господня заключается таким славословием. Молитвы славословия в чистом, обособленном виде (напр. "хвалите Имя Господне" или „Свят, сввт, свят" и т. д.) употребляются нами не часто. Но они представляют из себя обычно окончания наших молитв (особенно богослужебных), и всегда носят особо торжественный и священный характер. Поэтому и произносит (возглашает) их всегда сам священнослужитель-епископ или священник. Наиболее важными и характерными молитвами прославления являются песнопения „Слава в вышних Богу" (великое славословие) и „тебе Бога хвалим". Молитвы славословия по преимуществу должны быть названы молитвами возвышенно-христианскими, ибо в них более всего выражается любовь христианина к Богу, и преклонение пред Его высочайшими совершенствами.
С молитвою славословия неразрывно связан в Богослужении третий вид молитвы - благодарение. Само собою разумеется, что христианин, любящий Бога, и знающий о Его любви, милосердии и благодеяниях - не может не испытывать в сердце благодарности к Нему. Самым главным молением благодарения является главнейшая наша служба - Божественная литургия. Главная ее часть - так называемый „евхаристический канон"-так и начинается словами „благодарим Господа". И та чистейшая бескровная жертва, жертва правды, жертва тела и Крови Христовых, которая приносится за литургией в таинстве Св. Причащения - хотя видимо приносится людьми, но невидимо совершается самим Христом Спасителем. Его благодатию и всемогущей силою, а нами, людьми - только принимается с благоговением благодарной любви. Вот почему - в главнейший момент литургии священник торжественно возглашает: „Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся", а молящиеся (или певцы - от их лица) отвечают гимном благодарения: „Тебе поем, тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молимтися Боже наш"...