ГЛАВА VIII.
Анализ
Притчи о блудном сыне. Три ступени
падения и обращения грешника.
После того, как мы рассмотрели вопрос о свободе воли человека, и о первых и основных добродетелях - смирении, духовном плаче, и стремлении к Божией Правде - нам нужно уяснить себе весь процесс обращения заблудшегося грешника на путь праведности. Лучшим примером для этого служит притча о блудном сыне. которая находится в Евангелии от Луки (XV, 11-24). Притча говорит нам о юном сыне, который тяготился заботливой опекой своего отца и в своем неразумии решился на измену ему. Он выпросил у отца свою часть имения - и ушел в „далекую страну". Всякому ясно, что под этим неразумным сыном Евангелие разумеет каждого грешника. В настоящее время измена человека Богу обычно выражается в том, что он, получив от Бога „свою долю" - все, дарованное ему от Бога в жизни, - перестает живо верить в Бога, перестает думать о Нем и бояться Его - и, в конце концов, забывает о Его законе. Не такова ли „светская" жизнь многих из современных „интеллигентов", не замечающих того, что в сущности, они живут в отдалении от Бога?..
И на дальней стороне, так заманчивой издали, неразумный сын расточил - растратил свое имение - живя распутно. Так и неразумный грешник растрачивает свои духовные и физические силы в погоне за чувственными наслаждениями и в „прожигании жизни" все дальше и дальше отходит сердцем и душой от своего Небесного Отца.
Но вот блудный сын расточил свое имение, начал голодать -и стал свинопасом (т. е, пастухом свиней - животных нечистых по закону Моисееву). И рад бы был насытиться свиными рожцами (свиной пищей) - но никто не давал ему... Не так ли и грешник, запутавшийся окончательно в сетях греха, - духовно голодает, страждет и томится? Вихрем пустых развлечений, кутежами и распутством пытается он заполнить свою душевную пустоту. Но все это - лишь „свиные рожцы", не могущие утолить мук голода, от которых изнемогает его бессмертный дух...
И погиб бы несчастный - если бы не помощь от Бога, Который Сам сказал, что не хочет смерти грешника, но "еже обратитися, и живу быти ему". Услышал блудный сын спасительный призыв Божией благодати - и не оттолкнул, не отверг его, а принял. Принял - и пришел в себя, как больной приходит в себя после мучительного кошмара. И вот - спасительная мысль:
сколько наемников у Отца моего избыточествуют хлебом, а я -сын Его - здесь с голоду умираю".
„...Встану я", - решает он тут же, - „и пойду к Отцу моему -и скажу Ему: Отче, согрешил я против неба и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим - прими меня в число наемников Твоих..." Твердое намерение, окончательное решение; он встал - „и пошел к Отцу своему..."
Пошел - весь проникнутый раскаянием, жгучим сознанием своей вины и недостоинства - и надеждой на милость Отца. И нелегок был его путь. „Но когда он был еще далеко, увидел его Отец его, (а значит он ждал - и может быть, каждый день смотрел - не возвращается ли сын...). Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его". Сын начал было исповедь: „Отче, я согрешил на небо, и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим"... - но Отец не дал ему и договорить, Он уже все простил и забыл/и распутного и голодного свинопаса принимает, как любимого сына. „На небесах больше бывает радости об одном грешнике кающемся", - сказал Господь,-„нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии..."(Лук. XV, 7).
Так постепенно проходит в человеке процесс его отпадения--и обращения к Богу. Он как бы спускается и поднимается по ступеням. Сначала - измена Богу, уход от Него „на страну далече". В этом отчуждении от Бога - всецелое служение греху и страстям. Наконец - полное духовное банкротство, духовный голод и мрак — человек дошел до глубины падения. Но тут, по слову Aп. Павла - где умножился грех, там явилось обилие благодати, вразумляющей человека. Грешник принимает спасительныый благодарный призыв (а может не принять и погибнуть, и увы - так бывает). Принимает и приходит в себя. Приходит в себя и твердо решает порвать с грехом и идти с покаянием к Небесному Отцу. Идет путем покаяния - и Отец выходит к нему навстречу, и принимает с всепрощением и прежнею любовию…