Блаженнейший Митрополит Киевский
и Галицкий Антоний, основатель и
возглавитель Русской Православной
Церкви Заграницей, тихо почил в
своей келии 50 лет тому назад, на 73-ем
году жизни. Все Православные Церкви,
даже те, которые казались
отдаленными от него, почувствовали
утрату и выражали сочувствие
преемнику усопшего по возглавлению
Русской Православной Церкви
Заграницей, Митрополиту Анастасию.
Выдающаяся личность почившего
иерарха уже в детстве обращала на
себя внимание многих пастырей,
которые видели в нем все даннные
для того, чтобы вырасти выдающимся
церковным деятелем.
Когда в раннем возрасте он со своею
матерью посещал святыни Новгорода,
многие иноки и пастыри невольно
останавливали свое внимание на его
живости, вере и горячем интересе к
житиям святых и истоии святынь, к
которым мать приводила его
поклоняться. С переездом семьи в
Петербург интересы мальчика Алеши
Храповицкого постепенно
расходились с интересами его семьи,
семьи культурной и образованной,
верующей, но с культурой более
светской, чем церковной. А
благочестивый юноша Алеша
Храповицкий, постоянно участвуя в
службах Исакиевского собора, все
больше приобретал церковных знаний
и все больше заинтересовывал собою
архиереев и духовенство.
Многие молодые тогда архиереи
сохранили симпатию к
заинтересовавшему их юноше и
впоследствии способствовали его
дальнейшему продвижению.
Не без большого противодействия
родных юный Храповицкий после
окончания гимназии поступил по
конкурсу в Петербургскую Духовную
Академию, которую окончил блестяще.
Своим энтузиазмом он еще в Академии
приобрел влияние прежде всего в том,
что внес новую струю в ее
богослужебную жизнь. Он с юных лет
сознательно начал трудиться над
укреплением православных
церковных убеждений с мечтою о
восстановлении в Русской Церкви
Патриаршества. Уже тогда у него
выработалось определенное
мировоззрение, которое через его
любовь к людям и личную
привлекательность всегда
распространялось вслед за ним, все
более и более приобретая характер
движения.
Не всем оно было по вкусу. Так,
Московский Митрополит Сергий (Ляпидевский)
сразу по назначении невзлюбил
молодого Ректора Академии, видя в
его деятельности элементы якобы
сомнительного либерализма,
далекого от традиционного
формализма, который Митрополиту
Сергию представлялся в
утрированном виде, несогласном и с
тем добрым и подлинным
благочестием, которое в
действительности насаждал в своей
епархии Митрополит Филарет
Московский.
Устранение молодого, ревностного
Ректора Академии из Москвы в Казань
в то время могло казаться его
друзьям и почитателям некоей
катастрофой, но теперь мы видим, что
это было скорее благодетельным
актом, ибо открывало ему новые пути
работы.
Перевод архим. Антония после его
обучения и служения в
Петербургской Духовной Академии, а
затем его ректорства в Московской,
казались большим понижением.
Служебно это так и было. Но, с другой
стороны, приобретя уже прочный круг
почитателей и друзей в двух
академиях, он теперь переносил свое
влияние еще и на Казанскую Академию.
И там тоже он скоро был утешен
появлением нового круга
последователей. Некоторое уныние в
них всех вызвал перевод Епископа
Антония в 1901 г. на Уфимскую епархию,
которая сравнительно была
захолустной, тем более, что
православные руские люди на ее
территрии были в меньшинстве.
Однако и здесь Преосвященный
Антоний все оживил и привязался к
своей пастве так, что когда его в 1902
году перевели на большую и
ответственную Волынскую епархию,
он уезжал не без сожаления.
Переходя к возглавлению Волынской
епархии, Преосвященный Антоний
оставил Уфимскую епархию
несравненно более живой, чем она
была, когда он ее принял незадолго
до того. Но и новая для него
Волынская епархия сразу перешла от
прозябания к бурной жизни во всех
ее областях. На Волыни он с первых
же дней повел церковную жизнь самым
энергичным образом, в особенности
пользуясь Почаевской Лаврой как
духовным центром. Там его ближайшим
помощником и близким к простому
народу вождем был архимандрит
Виталий (Максименко), впоследствии
Восточно-Американский Архиепископ.
Волынь помнила своего
удивительного Архиерея вплоть до
самой его блаженной кончины за
границенй. Известно, что когда
пронесся слух, что из Югославии на
Волынь, возможно, приедет
Митрополит Антоний, то волыняки
просили передать ему, что только бы
он доехал до границы, а там они уже
на руках донесут его до Почаева.
Нередко старые священники
отказывались менять обветшавшие
свои антиминсы только потому. что
они были подписаны Архиепископом
Антонием.
Довольно скоро поле деятельности
Архиепископа Антония еще
расширилось ввиду назнаения его
членом Синода. Это дало ему
возможность шире распространять
свои живительные православные идеи.
В частности, он смог выдвинуть на
первый план проект восстановления
Патриаршества.
Этот проект тогда не осуществился,
но он был поставлен перед Русской
Церковью с такой силой, что после
переворота 1917 г. ничто уже не могло
его остановить, несмотря на
противодействия левых
обновленческих кругов и Временного
Правительства.
В том же предреволюционном периоде
надо отметить проведенную Архиеп.
Антонием ревизию Киевской Духовной
Академии, которая остановила
начинавшееся уже под влиянием
революции 1905 г. разложение наших
духовных учебных заведений.
Архиепископ Антоний был самым
ярким представителем людей, верных
началам Православной Руси. Не
удивительно поэтому, что новое
правительство поторпилось
устранить таких людей от всякого
управления. Одним из первых указов
новой власти было увольнение ряда
архиереев, начиная с трех
Митрополитов. Одновременно с ними
был лишен кафедры и Архиепископ
Антоний. Он не стал бороться за ее
сохраненеие, а безропотно
направился в Валаамский монастырь,
куда его привлекала монашеская
жизнь. Но если устранение других
епископов проходило
беспрепятственно, подобно прочим
ревоюционным переменам, то тут
планы убрать Архиепископа Антония
не оправдались. Опираясь на новый
закон об избрании народом
епархиальных епископов,
Харьковская епархия подавляющим
большинством голосов избрала своим
архиереем Архиепископа Антония.
Революционая власть не смогла
ничего сделать, чтобы
воспрепятствовать его возвращению
к управлению епархией.
Между тем, он уже прибыл на
Всероссийский Собор, но еще не в
качестве епархиального архиерея, а
в качестве представителя ученого
монашества. Возвращение его в
Харьков было триумфальным и таким
многолюдным, что и правительству
пришлось с этим мириться.
Архиепископ Антоний естественным
образом оказался самым влиятельным
членом Собора, так сказать, его
вождем, конечно, направляя его
прежде всего к восстановлению
Патриаршества. Как известно,
Митрополит Антоний и получил при
выборах Патриарха громадное
большинство голосов, но меньше 2/3, и
т.о. не мог считаться избранным без
жребия, а жребий пал на Московского
Митрополита Тихона.
Вскоре после этого Собор
разъехался на каникулы. Вместе с
тем наступили смутные дни для Юга
России. Там захватывали власть то
коммунисты, то петлюровцы; в Киеве
они сменились гетманом, который мог
править более или менее спокойно
при немецкой оккупации.
В Киеве уже осенью 1917 г.
образовалась украинская церковная
Рада во главе с заштатным епископом
Алексеем Дородницыным. Но им
противостали верные Православию
элементы. Однако, положение
значительно ухудшилось с занятием
Киева большевиками. Сразу же
начались кощунства и насилия. 25
января ст. стиля в Лавре был
арестован и около нее убит
Митрополит Владимир. Митрополит
Антоний в те дни находился в
Житомире, а в Киев приехал после его
убийства. Начавшийся было
украинский Собор прервался, и
Митрополит вернулся в Москву для
участия в Соборе. Он смог вернуться
в Харьков к Пасхе, когда Юг России
был освобожден от большевиков и
оккупирован немцами.
Вскоре в Киеве был собран окружной
Собор, который избрал Владыку
Антония своим Митрополитом. Выборы
были немедленно утверждены
Патриархом и Митрополит вступил в
управление Митрополией, несмотря
на попытки украинских шовинистов
этому воспрепятствовать.
В декабре 1918 г. Киевом завладел
Петлюра. 4/17 декабря Митрополит
Антоний и Архиепископ Евлогий были
арестованы. Перед самым арестом
Митрополит успел собрать всех
Епископов только что
закончившегося Собора и с ними
подписать обязательство верности
Русской Церкви.
Арестованных архиереев держали в
самых тяжелых и оскорбительных
условиях и отправили в Галицию, где
поместили в маленьких келиях в
униатском монастыре в Бучаче, где
через некоторое время удалось их
достигнуть посланцам из Киево-Печерской
Лавры. Обращение базилианских
монахов с узниками было не плохим.
Митрополит Антоний не терял
времени и писал разные статьи и
руководства, в частности и "Опыт
Православного Катехизиса".
Через несколько месяцев петлюровцы
были разбиты, и Митрополит с Архиеп.
Евлогием оказались в руках поляков,
нисколько не лучших. Положение
несколько улучшилось, когда их
привезли во Львов к униатскому
Митрополиту Шептицкому.
Тем временем о Митрополите Антонии
шли хлопоты в Париже, и по настоянию
французов поляки его освободили. Он
и Архиеп. Евлогий, сначала через
Румынию, были доставлены в
Константинополь, где были у
Патриаршего Местоблюстителя
Архиепископа Дорофея, а затем
возвращены в Россию в Новороссийск.
В сентябре 1919 г. Митрополит Антоний
был радостно встречен в Киеве.
Однако пребывание там
Добровольческой Армии было
непрочно, и во время одного налета
большевиков Митрополит чуть не
попал к ним в руки. В октябре
Митрополит Антоний поехал в
Новочеркасск и Ставрополь, где
происходил Собор с участием
Высшего церковного Управления Юга
России. Тем временем
Добровольческая Армия стала
терпеть поражения, и вместе с ее
отступлением Митрополит Антоний
двигался к Югу. Он задержался
немного в Екатеринодаре, а затем
Новороссийске, куда при общей
эвакуации был на греческом
миноносце вывезен в
Константинополь. Владыка покидать
Россию не хотел, но, стараясь спасти
его жизнь, в договоре с греческим
капитаном, его келейник сообщил ему,
что греки празднуют освобождение
от турок Константинополя и просят
Митрополита отслужить им молебен.
Во время молебна миноносец развел
пары и отошел от русских берегов.
После краткого пребывания в
Константинополе Митрополит прибыл
на Афон, где находился до
укрепления армии Врангеля в Крыму,
когда отправился туда и возглавил
там Высшее Церковное Управление до
его эвакуации в Константинополь
вместе с беженцами на корабле "Вел.
Кн. Александр Михайлович".
Сначала Митрополит Антоний думал,
что прибыв за границу, он сможет
передать попечение о множестве
беженцев и Армии местным Церквам;
но когда стали обсуждать все
связанные с этим вопросы, то и он
сам, и члены Высшего Церковного
Управления увидели, что это
практически невозможно, с чем
согласилась и Вселенская
Патриархия. Немалое влияние в
понимании этого дела оказало
уважение к Митрополиту Антонию и
уверенность, что он не допустит
ничего неканонического.
Впоследствии почти все
Православные Поместные Церкви тоже
предоставили ему автономное
управление русскими беженцами на
своей территории, а Сербский
Патриарх Димитрий, Король и
правительство предоставили
гостеприимство Высшему Церковному
Управлению во главе с Митрополитом
Антонием, которому вскоре были
отведены покои в патриаршей
резиденции в Сремских Карловцах.
Этим открывалась возможность
прочной организации Русской Церкви
за рубежом. Однако очень скоро у нее
обнаружились сильные внутренние и
внешние враги. С одной стороны
сыпались доносы Патриарху на
Высшее Церковное Управление,
вовлекавшие его в русские
зарубежные дела, а с другой стороны
Митрополиты Евлогий и Платон
создавали местные расколы. Также и
правительства пограничных
новообразованных после Мировой
Войны государств препятствовали
русским епархиям на своих
территориях находиться в общении с
другими частями Русской Церкви.
Личной трагедией для Митрополита
Антония была необходимость борьбы
с его бывшими учениками -
Митрополитом Сергием в Москве и
Митополитом Евлогием в Париже.
До конца своей жизни Митрополит
Антоний был угнетаем этой борьбой,
которая была так противна его
миролюбивому характеру. В
последние годы своей жизни он еще
участвовал в попытках восстановить
единство Церкви за рубежом, всегда
отстаивая убеждение, что это
единство должно покоиться на
твердых началах канонического
строя.
У него было глубокое убеждение, что
за границей должна существовать
сильная своим единством Русская
Церковь, обличающая антихристову
сущность коммунизма и твердо
исповедующая Православие перед
лицом уклонения от него под
влияниеми модернизма и экуменизма.
Отвергая любые компромиссы,
Митрополит Антоний высоко держал
знамя Святой Руси и начал
православного Царства.
Когда в последний год своей жизни
Митрополит почувствовал упадок сил,
препятствующий ему с прежней
энергией вести дело возглавления
Зарубежной Церкви, он предложил
Синоду избрать ему полномочного
Наместника в лице Митрополита
Анастасия. Его же в свое время он
рекомендовал как своего преемника,
когда сам он переходил с
Харьковской кафедры в Киев.
Кончина Митрополита Антония
наступила после нескольких дней
изнурительной болезни. У одра его
находился Патриарх Варнава,
Митрополит Анастасий, читавший
отходную, Управляющий Синодальной
Канцелярией гр. Ю.П.Граббе, келейник
Архим. Феодосий, Н.П.Рклицкий (впоследствии
архиеп. Никон) и другие.
Весь православный мир откликнулся
на это событие, отмечая значение
для Вселенской Церкви светлой
личности усопшего иерарха. Хочется
верить, что Русская Зарубежная
Церковь, совершая молитвенную о нем
память, будет хранить и верность
его заветам.
1985 г.