КОНЧИНА И ПОГРЕБЕНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЕПИСКОПА ГРИГОРИЯ (ГРАББЕ)
24 сентября/7октября мирно почил Преосвященный Епископ Григорий (Граббе) с 1986 г. находившийся на покое.
Владыка родился 8/21 апреля 1902 г. в Петербурге и был вторым сыном гр. Павла Михайловича Граббе и Анастасии Георгиевны, ур. Демидовой. Правнук по прямой линии известного славянофила поэта и богослова А.С. Хомякова, Владыка Григорий очень рано стал интересоваться богословскими вопросами. В частности, он один из всей беженской массы, в возрасте 15-и лет вывез за границу известную брошюру Митрополита Антония "Догмат Искупления".
В августе 1931 г., тогда еще 25-летний Юрий Павлович, по настоятельной просьбе Митрополита Антония стал Секретарем Архиерейского Синода и в этой роли оставался (несмотря на иногда менявшиеся названия той же самой должности) - непосредственным и ближайшим сотрудником трех Митрополитов Зарубежной Церкви: Антония, Анастасия и Филарета в течение почти что 55-и лет.
Вскоре после возвращения из России весной текущего года, Владыка заболел злокачественным гриппом, который в значительной степени подкосил его и так уже недостаточные силы. Одно время, после этой болезни Владыка как будто стал восстанавливать свое здоровье, но затем уже без какой либо определенной причины стал постепенно слабеть. Последние несколько недель своей жизни Владыка уже не мог прнимать даже и жидкой пищи и стал довольно быстро и заметно угасать. В двадцатых числах сентября у него произошло сильное внутреннее кровоизлияние и он в карете скорой помощи был доставлен в больницу, где ему сразу же влили 3 мешка крови. После 4-х дней в госпитале, Владыка вернулся домой и через неполных 2 недели скончался в своей келии. В эти последние дни Владыка неоднократно приобщался Св. Таин, все время находясь в полном сознании, хотя и не имея уже возможности говорить. На вопросы близких, не болит ли у него что либо, больной движением головы отвечал отрицательно.
Господь послал своему рабу и мирную и безболезненную кончину, что особенно удивительно, имея в виду, что помимо ранее бывших у него многочисленных, разнообразных, серьезных болезней и двух операций рака кишечника, у него незадолго до кончины был обнаружен и рак простаты.
Владыка Григорий отошел в субботу, в начале шестого часа вечера. Над почившим сразу же было совершено последование по исходе души, после чего он, по установленному чину был облачен и тогда же началось чтение Евангелия. Владыку облачили в золотое облачение, поднесенное ему в день его хиротонии.
Не желая полностью пользоваться погребальным предприятием, семья договорилась, чтобы гроб был привезен на дом на следующий день по кончине. В воскресенье, 25 сент./8 окт. в послеобеденное время Владыка был положен во гроб и катафалк привез тело в храм Казанской Божией Матери в г. Ньюарке, где 8-ю священниками была совершена первая панихида.
Из опасения поставить некоторых Преосвященных в фальшивое положение, Владыка Григорий по своем возвращении из России (Суздаля, главным образом) - сделал дополнение к своему завещанию, высказав пожелание, чтобы его отпевание было совершено только иерейским чином, без участия Епископов.
По окончании панихиды, в храм прибыл греческий Митрополит Паисий, который в сослужении своего клира и группы прихожан, совершил у гроба вторую панихиду. Митрополит Паисий сказал горячее слово о значении почившего для всего Православия и подчеркнул, что с его уходом окончилась целая эра и безповоротно повернулась страница жизни Зарубежной Церкви.
В день кончины Владыки Григория, Первоиерарх Зарубежной Церкви позвонив по телефону одной из дочерей почившего, выразил соболезнование и ей и ее двум братьям. Первоиерарх также помянул Владыку Григория и на Великом Входе, однако, панихиды по нем не служили. Таковая была отслужена уже на четвертый день после окончания будничной литургии, как заказанная служащими Синода. Не служилась панихида и в 9-й день, хотя он, как и второй, выпадал на воскресенье. Однако, панихиды по новопреставленном были отслужены Высокопреосвященными Архиепископами Антонием Сан-Францисским и Марком Берлинским.
В понедельник, после окончания заупокойной литургии, отпевание было совершено 12-ю священниками при отличном пении Синодального хора под управлением А.Б. Ледковского и участии мужской капеллы П. А. Фекулы. Помимо служивших иереев, в храме были и клирики, за дальностью разстояния попавшие в храм со значительным опозданием.
Перед началом отпевания краткое слово сказал прот. о. Владимир Шишков, а затем, на английском яз. о. игумен Адриан (Уллет), которого лет 30 тому назад крестил почивший Владыка.
О. Адриан в своем теплом слове подчеркнул ряд особенно характерных черточек из жизни Владыки, а также его внимание к людям, несмотря на большую занятость. Обратил внимание о. Адриан и на редкую нестяжательность Вл. Григория: за все 50 лет своего священнослужения, почивший Владыка ни разу не купил себе креста, панагии или облачения. Все, чем он пользовался в эти долгие годы - было ему подарено друзьями и почитателями.
Вспомнил о. Адриан и другой момент из жизни Владыки. По приглашению одной из старостильных греческих групп, Владыка Григорий, в сопровождении о. Адриана, уже будучи в 80-летнем возрасте, отправился на св. гору Афон. Когда нанятый ботик причалил у пристани монастыря Эсфегмену, (широко известного своей особенной строгостью в отношении любых проявлений модернизма), все обратили внимание на развивавшийся над монастырем флаг, с надписью "Православие или смерть". Увидав у пристани монаха, посмотревшего на прибывших со скептическим равнодушием, о. Адриан сказал ему, что прибыл русский епископ. Монах не проявил ровно никакого интереса. Тогда он сказал, что епископ из Америки, но и тут не последовало никакой реакции. Видя полное равнодушие инока к его словам, о. Адриан уточнил, что это Епископ Григорий. Тут уже, монах принял сообщение со вниманием и радостно воскликнул: "Епископ Григорий Граббе!" Едва сдерживая свой восторг, он побежал в монастырь и очень быстро послышался трезвон колоколов и возглавленная игуменом братия монастыря с пением и архиерейской мантией встретила Владыку, после чего он торжественно был введен в храм.
Особенно оплакивали Владыку Григория греки и неофиты-американцы. Многие из них подходили ко гробу со слезами. Все они единодушно говорили и писали, что с ним окончилась целая эра существования Зарубежной Церкви и высказывали надежду, что деятельность его будет потом оценена по достоинству.
По окончании отпевания, длившегося около четырех часов, погребальный кортеж направился на кладбище монастыря Ново-Дивеево. После предания тела земле, неподалеку от монастыря, в одном из ресторанов состоялась поминальная трапеза с участием 87-и человек. К сожалению, ввиду того, что день похорон был будним, далеко не все, бывшие на отпевании могли прибыть на кладбище. К моменту опускания гроба в могилу, в кресле-коляске прибыл Преосвященный Епископ Серафим, б. Венецуэльский. Владыка перешагнул за 90 с лишком лет и проживает в монастыре на покое.
На трапезе также было сказано несколько теплых слов о почившем Иерархе. Один греческий клирик едва смог докончить свое слово от душивших его слез. Выступил со словом и один из руководителей организации ОРЮР, указавший на особенную любовь Владыки к молодежи и на то, как он, несмотря на занятость, все же находил время и силы, чтобы посетить детский лагерь, посидеть с молодежью у костра и сказать несколько наставительных руководящих слов.
К первой панихиде, по факсу пришло сочувственное письмо сыну Владыки, архимандриту Антонию, за подписью главного Секретаря Иерусалимского Патриархата, Митрополита Тимофея.
Несмотря на казалось бы скромное отпевание, совершенное иерейским чином - Владыку Григория проводили в иной мир молитвенно, торжественно и многолюдно. Отсутствие хотя бы одного Иерарха Зарубежной Церкви на погребении собрата, прослужившего ей более 54-х лет, - оказалось малозаметным, но, невольно думалось: как предусмотрительно поступил Преосвященный Епископ Григорий, завещавший совершить его отпевание иерейским чином!