Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum
Под именем св. Макария Египетского церковная традиция подразумевает св. Макария Великого, настоятеля одного из четырех монастырей Скита. Он жил в Египте в IV в. (преставился ко Господу в 400-е гг.). Его следует отличать от другого современного ему подвижника — преп. Макария Градскаго, или Александрийского (изречения того и другого часто путаются в рукописях патериков).
Именно из патериков мы получаем основные сведения о биографии св. Макария Великого. Первоначально он стал вести подвижническую жизнь недалеко от мирского селения. Но спустя некоторое время ему пришлось оттуда уйти — жители селения слишком легко переходили от неумеренных восторгов по отношению к подвижнику к самой ужасной клевете и обратно. После этого св. Макарий нашел место совершенно безлюдное, которым был Скит.
Как правило, трудно различить даже между изречениями двух названных Макариев — Великого и Александрийского. Но проблема чрезвычайно осложняется еще и наличием так называемого Corpus Macarianum — большого собрания проповедей и посланий, которые в позднейшей рукописной традиции атрибутируются св. Макарию Великому. Общий объем Корпуса очень велик даже на греческом языке, а восточные версии (сирийская, арабская, грузинская) его расширяют дополнительно. Как показывают современные исследования, основная часть этих сочинений никак не могла принадлежать египетскому подвижнику — слишком многое в них выдает носителя специфически сирийской культуры (это не соответствует известной нам биографии св. Макария, хотя сирийцев среди египетских монахов могло быть не так уж мало) и даже жителя Сирии (некоторые места Корпуса читаются как аллюзии на конкретные исторические события). Впрочем, не надо думать, будто, отказываясь признать Корпус аутентичным произведением св. Макария, мы автоматически отрицаем за ним достоинство святоотеческого творения. О достоинстве любого сочинения говорит, прежде всего, не атрибуция его тому или иному лицу, а его признание Церковью — и это условие в данном случае выполняется полностью. Но и сама атрибуция Корпуса св. Макарию не столь уж абсолютна даже и в рукописной традиции. В арабских рукописях (дошедшая арабская версия Корпуса является переводом сирийской, однако не такой, которая дошла по-сирийски до нас) автором этих сочинений называется некий Симеон. Сознавая всю проблематичность атрибутирования Корпуса св. Макарию, ниже я все-таки буду держаться традиционного именования автора этих сочинений св. Макарием.
Учение Корпуса и мессалианство. Некоторые произведения Корпуса были использованы еретиками-мессалианами (о происхождении названия этой ереси см. главу о Евагрии), которые составили на их основе свой Аскетикон, осужденный на поместном соборе в К.п в 426 г. и затем повторно — на III Всел. соборе в 431 г. в Эфесе. Мессалианам импонировала идея св. Макария о необходимости еще на земле вкусить спасения — но они развивали эту идею по-своему, создавая особую касту как бы уже спасенных людей. Кроме того, мессалианству был в какой-то степени свойственен неправославный дуализм — представление о сообитании диавола в душе человека. Однако, отличие православного учения в этой области от осужденного у мессалиан не так велико, как можно подумать с точки зрения европейского гуманизма. Еретическим является только мнение, будто таковое сообитание есть свойство самой природы человека вследствие ее порчи от грехопадения прародителей. Православное же учение, о котором говорит св. Макарий, отрицают сообитание в душе человека бесов как свойство человеческого естества, но, в то же время, полностью признают его как факт. Различие тут в том, что не всякий факт должен следовать из свойств естества. Естество человеческое не предполагает никакого сообитания бесов, даже и после грехопадения. Но человек стал удобопреклонен ко греху, а через грех к нему уже и открывается доступ бесам, которые в него вселяются. Для того, чтобы изгнать их из сердца, необходима духовная брань — которой и учат святые подвижники. Осуждение Церковью мессалианства никак не сказалось на доверии к Corpus Macarianum.
Ниже мы остановимся на нескольких собственно богословских идеях Корпуса. В основном, они будут относиться к учению о спасении и соответствию принципов аскетической жизни этому учению.
Стяжание Св. Духа и невидимая брань. Ограничимся одной обширной цитатой, в которой сам автор Корпуса как бы сфокусировал свое учение:
“Как мясо без соли загнивает, наполняется великим зловонием и по причине несносного смрада все отвращаются от него и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем. Но коль скоро посыпана соль, питавшиеся мясом черви истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается, потому что соли свойственно истреблять червей и уничтожать зловоние. Таким же образом и всякая душа не осиянная Св. Духом, не причастная небесной соли, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов. Почему Лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и страстей, живущих в такой душе. Движутся в ней злые и страшные черви, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано: “возсмердеша и согниша раны моя” (Пс. 37), но как скоро душа прибегает к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, человеколюбивого Духа, исшедшая небесная соль истребляет в ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние и очищает душу действием силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солью (Левит. 2: 13). Как в видимом мире, кто обнажен, тот терпит великий стыд и бесчестие, и друзья отвращаются от друзей и родные от своих, если они обнажены, и дети... (сыновья Ноя), так и Бог отвращается от душ, которые не облечены с полным удостоверением в ризу Духа, в силе и истине не облекшись в Господа Иисуса Христа... Если телесная нагота подвергает такому стыду, то кольми паче большим покрывается стыдом и бесчестием страстей та душа, которая обнажена от Божественной силы, не имеет на себе и не облечена по всей Истине в неизреченную, нетленную, духовную ризу Самого Господа Иисуса Христа. И всякий, кто обнажен от оной Божественной славы, столько же должен стыдиться себя самого и сознавать бесчестие свое, сколько устыдился Адам, будучи наг телесно. И хотя сделал он себе одеяние из смоковных листьев, однако же носил стыд, сознавая свою нищету и наготу, посему такая душа да просит у Христа, дающего ризы и облекающего славою в неизреченном свете. И да не делает одеяние себе из собственных помыслов, и да не думает, обольщаясь собственною праведностью, что есть иные ризы спасения.
Посему, когда кто услышит Божие Слово, вступит в подвиг, отринет от себя дела житейские и мирские связи, отречется от всех плотских удовольствий и отрешится от них, тогда с постоянством устремляя мысль ко Господу, может он дознать, что в сердце есть иная борьба, иное тайное противление, иная брань помыслов от лукавых духов и что предлежит ему иный подвиг. И таким образом с несомненною верою и великим терпением, непрестанно призывая Господа, ожидая от Него помощи, нужно здесь еще получить освобождение от уз, тенет, преград и тьмы лукавых духов, т.е. от действия тайных страстей.
Господь творит избавление тем, которые призывают Его, к Нему обращаются. По собственной воле и непринужденно удаляются по мере сил от всякой мирской любви, отвлекают ум от земли и к Нему устремлены своим желанием и исканием”.
Св. Фалассий (VI—нач. VII в.) оставил одно близкое высказывание: “Не может возлюбить людей тот, кто не возненавидит всего человеческого”. Т.е. когда перестает рвать на части житейская брань за житейские блага, то тогда ты узнаешь, что есть брань с помыслами, что она самая жестокая и самая главная. Процитируем еще немного из Corpus Macarianum:
“Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со своею природою, с прежними нравами и с тем навыком, который тебе прирожден. А во время борьбы с сим навыком найдешь противящиеся тебе помыслы и борющиеся с умом твоим. Помыслы сии повлекут тебя и станут кружить тебя в видимом, от чего ты бежал. Тогда-то начнешь борение и брань, восставляя помыслы против помыслов, ум против ума, душу против души, дух против Духа.
Это ведет к истинному и настоящему видению Бога”.
Антропология св. Макария (Corpus Macarianum). Особую ценность поучения Корпуса имеют еще и в том отношении, что подробно говорят о значении тела для подвижничества и вообще для спасения человека. В этом существенное отличие учения Корпуса от того, что мы увидим у Евагрия.
Не произойдет не только развоплощения (ересь оригенистов), но и о самом теле надо иметь особое попечение, чтобы преуспевать в молитве, хотя молится вроде и не тело. Все это происходит потому, что в теле есть сердце, о котором св. Макарий говорит (Беседа 15: 20): “Ум и все помышления души находятся в сердце, как в своем органе”.
Исходя из того, что ум имеет природное свое место — сердце, особенное внимание должно быть к нему.
“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4: 23).
У св. Макария еще нет детально сформулированного учения о сведении ума в сердце. У него подготовлена к этому почва.
“Самые слова, которые Бог с миром изглаголал Марии (Мария и Марфа) были дух и некая сила. Слова сии вошли в сердце, стали душою в душе, духом в духе, и Божественная сила наполнила сердце ея. Потому что где привитает (обитает) оная сила, по необходимости делается она там пребывающая как неотъемлемое стяжание. Посему и Господь, зная, что даровал ей, сказал: Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея. Но со временем и то, что делала Марфа из усердия служить, привело ее к тому же дарованию, потому что и она приняла Божественную силу в душу свою. И ныне любящие Господа, оставившие все и постоянно пребывающие в молитве, в тайне научаются тому, чего не ведали. Сама истина по их произволению открывается им и учит их. “Аз есмь Истина”. Посему те, которые пребывают в служении и усердно все делают из ревности по вере из любви к Богу, со временем сие самое приводит к ведению самой истины. Потому что Господь открывается душам и учит их сопребыванием Духа Святаго. Сказано “вкусите и видите, яко благ Господь” (Пс. 33). Вкушение же сие есть в несомненности действенная сила Духа, совершающее служение в сердце. Ибо те, кто сыны Света и служения Нового Завета в Духе Святом, ничему не научаются у людей, как научаемые Богом. Сама благодать пишет в сердцах их законы Духа. Посему не в писаниях только начертанных чернилами должны они находить для себя удостоверение, но и на скрижалях сердца благодать Божия пишет законы Духа и небесные тайны, потому что сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении. И когда благодать овладеет пажитями сердца, тогда царствует оно над всеми членами и помыслами, ибо там ум и все помыслы и чаяния души, почему благодать и проникает во все члены тела”.