Иже во святых отца нашего Леонтия, пресвитера Константинопольского*
Cлово на святой день Пасхи
Все образы Воскресения Господня указывают на телесное пиршество и душевное спасение; окончена скорбь, удалилась зависть, отступила война, попрана вражда, прекращен бой, почтен мир, водворилась приязнь, познана любовь, примирены раздоры, исполняется слово, гласящее: “Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе” (Пс. 133, 1); не знаменуют ли чувственно настоящие образы Воскресения Господня истину духовную? Почему? Потому что не с Адамом мы более скорбим, но со Христом прославляемся, не с Евой терпим упреки, но с Девой Марией получаем блаженство, не отвращаемся от древа, но “несем крест свой” (Лк. 14, 27), не страшимся змия, но благоговеем пред Духом Святым, не “в землю отходим” (Быт. 3, 19), но поднимаемся на небеса, не изгнаны более из рая, но покоимся “на лоне Авраамовом” (Лк. 16. 22-23), не слышим более, как иудеи: “Нощи уподобих матерь твою”, ибо стали “людие мои яко не имущи разумения” (Ос. 4, 5-6), но воспеваем в духе: “Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.” (Пс. 118, 24). Почему же? Потому что не померкло Солнце, но осветило все, потому что не раздралась завеса, но утвердилась Церковь, и не пальмовые ветви мы подъемлем, но приводим новопросвещенных.
“Сей день, его же сотвори Господь” (Пс. 118, 24) — “сей”, а не “сии”, ибо много тиранов, но Царь один. Сей День Господень, День победный, колыбель Воскресения, благодати украшение, верующих пиршество, духовного агнца разделение, заново родившихся вскормление, усталых отдохновение. “Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”, — но не в кабаке, а во храме, не допьяна, а умеренно, не по-иудейски буйствуя, а по-апостольски празднуя, не на площадях играя, а в домах воспевая. Ибо ныне день Воскресения, а не бесчиния; никто, танцуя, на небо не восходит, никто пьяным пред Царем не предстает. Пусть же никто из вас в сей день не скорбит, но воспевает Бога; ибо в сей день Адам освободился, Ева скорбь отринула, и человечество от мук избавилось.
Ибо в этот день Господь наш Христос, Воскресший из мертвых, прежде всех Марии Магдалине и другой Марии явился и сказал им: “Радуйтесь” (Мф. 28, 9) — радуйтесь вы, и через вас весь ваш род. Радуйтесь, сказал Господь женщинам. Спрашивают некоторые: “Почему Господь, восстав из мертвых, прежде всех не апостолам явился, но женщинам, и им сказал: “Радуйтесь”?” Почему? А потому, что через женщину пришла скорбь, и теперь через женщину Господь возрастил благодать, да исполнится слово, гласящее: “Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать.” (Рим. 5, 20) Ибо, когда Господь был распят на кресте и предан гробу — не за свои, а за наши грехи — все апостолы бежали, страшась за свою жизнь, “яко овцы не имущыя пастыря” (Мф. 9, 36); а женщины эти, страшась, все же не спали и бодрствовали всю ночь, оплакивая Спасителя; вот почему и по сей день множество женщин собирается на ночные бдения. Когда же пришли они к могиле, разумеется, встретил их Господь и сказал: “Радуйтесь”, ибо прежде они плакали; итак, кто сеет слезы, пожнет веселие. Радуйтесь, узнав Мой голос; ибо вид Мой изменился и стал не плотью, но как бы одеянием. Радуйтесь, женщины!
Ибо там воинская стража дрожит вокруг гроба, не видя Покоившегося там, сторожит печать, не устерегши сокровища, рассевает серебро, дабы пожать ложь. Можно сказать, что первенцы иудейские были поражены Восставшим из мертвых. Познаем же силу Умершего. Ибо все вы здесь — прирожденные сыны Воскресения, одушевленные светочи мира, держащие слово жизни, градоначальники Вышнего Иерусалима, — оттого, что над добровольным гробом Господа первосвященники и фарисеи, придя к Пилату, сказали ему: “Господи, помянухом, яко льстец он рече еще Сый жив: по триех днех восстану: повели убо утвердити гроб до третиего дне.” (Мф. 27, 63-64) “Рече же им Пилат: имате кустодию: идите, утвердите, якоже весте.” (Мф. 27, 65) Иудеи же, отойдя, отдали приказы и “утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею” (Мф. 27, 66) О страх пред Мертвым, о дрожь пред гробницей! Живые страшатся Мертвеца, иудеи, отвергшие Господа, теперь садятся у Его гроба, ставят солдат у могильного камня, словно признают Погребенного Царем; ибо воины охраняют царя. О фарисеи, если льстецом был Господь наш Христос, почему вы боитесь льстеца? Зачем нанимаете себе в помощь солдат? Что за война с Мертвым? Что за укрепления вокруг могилы? Если, о иудеи, Господь наш Христос, телом погребенный, но в Божестве Своем ничуть не тронутый тлением, — если Он испугался печати, камня, стражи и войска и не воскрес, верно вы называете Его льстецом. Если же воскрес, как говорится [в Писании], что призываете Пилата?
Не лучше ли вам вспомнить Писания? Разве не сказал Господь в вочеловечении Своем: “По триех днех восстану” (Мф. 27, 63)? Послушайте, иудеи, как много лет назад через пророка Софонию Он предвидел и предсказал Свое будущее Воскресение, и поймите, что сие — не невиданное дело, но нечто предреченное. Послушайте, что Сам Он вещает сонму языков чрез пророка Софонию — ибо в день Воскресения подобает говорить о Воскресении. Почему же Господь пред сонмом языков собранию иудеев дает разводное письмо и объявляет, что дарует язычникам благодать, не требуя платы? “Сего ради потерпи Мене, глаголет Господь, в день Воскресения Моего во свидетельство: зане суд мой в сонмища языков.” (Соф. 3, 8) Что ответишь ты на это, иудей, букву сохранивший, а дух утративший? Кто это говорит: “Потерпи Мене в день Воскресения Моего”? Давид, может быть, или кто-то из [сынов] Давидовых? Но это ложь: не Давиду принадлежат эти слова, ибо Давид был царем израильтян, а не вожатым язычников. Если же упорствуют дети иудеев — ибо весь их народ склонен к спорам и упрямству — утверждая, что это сказано Давидом, пусть услышат, что не только пророки — сыны Давидовы, но и сам Давид, за много лет предвидел телесное Воскресение Господа и говорил: “Не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления.” (Пс. 16, 10) Если правдивы эти слова, о иудеи, зачем наняли вы воинов, дабы похитить Воскресение? Кто может удержать в пещере Солнце? Послушайте, дети иудейские, как порицает Он вас чрез Исайю — ибо “отец ваш диавол” (Ин. 8, 44) — и в то же время дает обетование Воскресения, говоря так: “Ныне воскресну, глаголет Господь, ныне прославлюся, ныне вознесуся.” (Ис. 33, 10)
Ныне вострепещите! Тщетна крепость отца вашего (ср. Ис. 33, 11). А кто отец иудеев? Диавол. Чем доказать это? Сам Господь говорит им в лицо: “Вы от диавола” (ср. Ин. 8, 44), и отец ваш — Сатана. Тщетна крепость отца вашего, и правдиво Мое слово: он возделал древо проклятия — Я воздвигаю крест благословения; он вытесал гроб — Я устрояю алтарь; он предал Меня иудеям на распятие — Я в ответ повесил его самого. Воистину, тщетна крепость отца их диавола; ибо сейчас, в сей день, когда я говорю о новопросвещенных, вижу, сколь многих из детей своих он потерял: ибо чем больше их радость и торжество, тем тяжелее его скорбь; он в пустыне, они с ангелами, а он — со свиньями. Откуда он ниспал, туда они поднялись и там укрепились. Они, прежде рабы — освобождены; он, прежде архангел — стал бесом. Они, прежде враги — ныне друзья; он, прежде друг — проклят. Они, прежде бедные — разбогатели; он, прежде богач — в лохмотьях. Они, прежде бесславные — прославились; он, прежде славный — в “ручных оковах железных” (Пс. 149, 8). Они, прежде пленники — свободны; он, прежде бравший в плен — никого не может удержать, ибо все новопросвещенные вырваны из плена властью Царя-Христа.
Послушай, что говорит Дух Святой через пророка Давида о новопросвещенных за много лет до того: “Да рекут избавленнии Господом, ихже избави из руки врага, и от стран собра их, от восток и запад, и севера и моря.” (Пс. 107, 2-3) Слова эти не лгут; ибо из всех родов, их всех племен и всех стран сеть рыбарей-апостолов уловила духовных рыб в садок купели. Таково искусство рыбарей Христовых; не лесу они закидывают, но улавливают верою. “Да рекут избавленнии Господом, ихже избави из руки врага”, диавола, сеющего плевелы (Мф. 13, 39), сеющего, но не пожинающего; ибо пустыня стала раем: не произрастает в ней больше дурная трава, но цветут лилии-новопросвещенные; созерцая это, сказал давным-давно Исайя: “Да веселится пустыня Иорданова и да цветет яко крин.” (ср. Ис. 35, 1) Почему же новопросвещенные названы “крином”? Потому что сияют они белизной — снаружи, золотом веры — внутри. “Да рекут избавленнии Господом.” Что же они “рекут”? “Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася грехи.” (Пс. 32, 1) “Сеть сокрушися, и мы избавлени быхом.” (Пс. 124, 7) “Да рекут избавленнии Господом”: “Совлекохся ризы моя, како облекуся в ню?” (Песн. 5, 3) “Да возрадуется душа моя о Господе: облече мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя.” (Ис. 61, 10) Что это за риза? Покров веры и одежда веселия. Из чего сшита? “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27), то есть в подобие Нераздельной Троицы. “Да рекут избавленнии Господом”. Да рекут, а не безмолвствуют, не забывая и не пренебрегая милостью, “да рекут избавленнии Господом”: “Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас”(Еф. 4, 5-6). Но да не будет так, что внизу, в купели, они будут славить Бога, а, поднявшись, предадутся суесловию!
Научись же, новопросвещенный, богопочитанию: как окрещенный, славь Бога, как возрожденный, веруй и возрастай в вере; знающий — бодрствуй; одеянный — не разрывай своих одежд; получивший дары — не продавай их; “обновившийся как орел” — лети ввысь; исшедший из Содома — не оборачивайся, чтобы не превратиться, подобно жене Лота, в соляной столб; сын избранный — не будь подобен Авессалому; ученик — не встречайся с Иудой; вошедший в ковчег — не приближайся к ворону; освобожденный от рабства египетского — не делай себе бога из бычьей головы; спасенный от демонов — не почитай святыми звезды; получивший свободу — не отдавайся в добровольное рабство. Ты “совлекшеся ветхого человека и облекшеся в новаго” (Кол. 3, 9-10), который есть Христос — бдительно храни душу свою и тело от скверны. Ты вырван от язычников — не преклоняйся же перед солнцем: не ты — для солнца, а солнце — для тебя. “Да рекут избавленнии Господом.” Что они “рекут”? “В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово.” (Ин. 1, 1) Так только что возвестил нам Иоанн евангелист, испытатель всего поднебесного, невредимый под защитой Духа Святого, единый, дерзнувший исследовать лоно отцов, эллинство разрушивший, иудейство затмивший, все ереси разорвавший, словно паутину, с косноязычной речью на такую высоту взошедший, “приклонившийся к груди Господа” (Ин. 21, 20), из сосуда веры, словно из источника неиссякаемого, черпавший влагу Богорождения. “В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово.” Слушай внимательно: всегда Слово “было” и никогда не “стало” и не “сделалось”, всегда было “Богом”, всегда — “Творцом”, и никогда не “Сотворенным”. Поверим ли Иоанну Богослову или Арию Богохульнику? Ибо я ничего общего не имею с Арием, кладущим на весы Божество. Что же “рекут” избавленные Господом? — “Нет у нас никакого общения с Марафонием**, разделяющим Духа Святого.” И забудем об этих дурных людях в сей день благой.
Посему отвратимся от еретиков, когда-то по одеяниям — святых, а ныне, как собаки, кусающих исподтишка, и прислушаемся к праотцу Иакову, так говорящему и вносящему свою лепту в Воскресение Господа: “Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его?” (Быт. 49, 9) Такое пророчество изрек Иаков о Христе, Господе нашем. Почему же “уснул есть яко лев” Христос? По причине Его царского достоинства и способности к Воскресению; ибо как льва лежащего никто не посмеет разбудить, пока он сам не проснется, так и Господа Христа никто не воскресил из мертвых, но Сам Он восстал, по Своим собственным словам: “Область имам положити душу и область имам паки прияти ю” (Ин. 10, 18), и снова: “Разорите церковь сию, и тремя денми воздвигну ю” (Ин. 2, 19). “Возлег уснул еси яко лев”, говорит [Иаков] и Христа именует львом. Почему? Потому что телесный лев, даже спящий, держит глаза открытыми — такова природа льва; так и Господь наш Христос, почивая три дня Своей человеческой природой, не закрывал очей Божества. Ему же подобает честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
*Церковное предание знает двух святых Леонтиев, бывших пресвитерами в Константинополе — “Византийского” и “Иерусалимского”, живших в VI веке. Однако, по-видимому, невозможно решить кому из них принадлежит настоящая омилия.
**По всей видимости, малоизвестный ныне константинопольский еретик из пневматомахов. Возможно также, что это рукописное искажение имени Македония (ум. 360), отрицавшего божество Св. Духа.