Священномученик
Иосиф Петроградский
В ОБЪЯТИЯХ ОТЧИХ
Из
дневника инока.
"О еже подати… добродетельной жизни…" Молитва о добродетельном житии - вопль стонущего о засильи греха христианина. Недобродетельное житие - это наше горе, несчастие, нежеланное нами при своей неизбежности. Надо молить господа, чтобы Он смилостивился над нашим несчастием и помог преодолеть и устранить оно Своей благодатной помощью и силою.
"Готовься, Завулоне, и красуйся, Нефсалиме…" - символическое обозначение всего отверженного от Бога, далекого от Него и чуждого Ему. Если и таких зовет Господь и готовит к Своему пришествию, не тем ли более придет к нашему сердцу - Его любящему, Его жаждущему, к Нему готовящемуся, хотя и отрываемому и удаляемому постоянными насилиями вражиими.
Почему это так тоскливо, темно, пусто на душе? Господи! Если бы Ты был здесь, не чувствовала бы себя столь мертвою, безжизненною и безрадостною душа моя. Знаю, что есть за что оставить ее, Тебя оставившую. Но - о, Милосердый! Не о Тебе ли поем мы ныне: "Грешником и мытарем за множество милости Твоея явился еси, Спасе наш; где бо имел бы свет Твой воссияти, токмо на сидящие во тьме…" Посети же и мою темную душу, жаждущую просвещения Твоего.
Кто здесь Бога не приобретет, тот и в будущем Его не увидит. Но - как узнать, приобретаем ли мы Его здесь или нет? Просто. Приобрести Господа, это не значит - иметь одно сплошное довольство, радость и мир в душе. Это скорее значит - болеть о всякой неисправности и недостатке. Это и есть признак обладания Господом, когда мы не чувствуем себя покойно-равнодушными к своим недостаткам, но болеем за них. Если бы мы не любили Господа, если бы Он не был дорог нашему сердцу, мы бы грешили спокойно, никакая неисправность не мучила бы нас, мы ничего худого за собой не видели бы и ни о чем бы таком не тужили. Правда, прискорбно иметь и сознавать свои неисправности и недостатки, свое убожество. Но эта скорбь во спасение. Эта скорбь и приобретает нам Господа, милующего всех скорбящих и зовущего: "приидите… все таковые, Я успокою вас".
Говорят: Господь слишком велик, чтобы обращать внимание на такие ничтожные вещи, как человек с его нуждами, скорбями и желаниями. Но не наоборот ли: именно потому, что Господь слишком велик, премудр и благ, потому-то его и легко представить заботящимся не только о человеке, но и о самой маленькой инфузории. Мы со своим мизерным ничтожным умишком, конечно, не может вместить этого. И о Господе дерзаем судить по своему ничтожеству и скудоумию.
Многие напрасно думают, что спасение своей собственной души надо ставить на заднем плане, а заботиться больше о спасении других. Нет. Когда собственная наша душа гибнет, сознающий это прежде всего за нее должен взяться, ибо и она - сокровище Божие, и спасением ее ты вернее спасешь и других, так как свет спасенной души имеет свойство привлекать ко спасению и других - больше, чем наша забота о спасении сначала других, а потом уже себя.
Чем и как спасся Закхей? Господь пришел к нему запросто, великому грешнику, и Закхей размяк: Став посреде, рече: Господи! Се - пол имения моего дам нищим, и если кого чем обидел, возвращу четверицею". Самый факт посещения Господом размягчил сердце грешника. Господу не надо было говорить о цели Своего прихода - спасти грешника. Не понадобилось его убеждать: сделай то-то и то-то, если хочешь спастись. А просто Господь пришел, и самым этим пришествием Закхей очнулся и переродился из погибающего в спасенного. О, Господи Милосердый! Тебя хочу винить в моем несчастии ожесточения греховного, нерадения и неисправности. Стоило бы Тебе только посетить мою падшую душу, чтобы она встрепенулась вся от Твоего посещения и порывисто изменила бы свой нрав и свою участь.
Откуда вдруг у Закхея такая любовь к Господу, вера в Него, готовность на доброе, вопреки всему прежнему настроению? Все это Господь принес ему с Собою. Сокровище любви и утешения пришло к Закхею, и он, привыкший знать цену сокровищ и обращаться с ними, показал нам и то, что он не ошибся, и то, что Господь есть тот именно, каким его исповедал Закхей.
"Утверждение мое, Спасе, еси, прибежище мое и сила, поколебавшеся сердце мое утверди…" (прм. Г. 8, п. 4) Дивная песнь. Чье поколебавшееся сердце не утвердит она своей умиленностью, благодатною красотою, теплотою и силою.
Мы можем всю свою жизнь прожить, не достигнув сознания, что приблизились к Господу. Но если только мы имели желание приблизиться и усердие посильное, благо нам. Цель наша достигнута. Если, по слову апостола, Господь недалече от каждого даже из язычников, не тем ли более недалече Он от ищущих Его, и грядущего к Нему не оттолкнет прочь.
Благо нам, хотя бы мы всю свою жизнь здесь провели только в одном искании и желании. Господь при конце такой жизни придет к нам и сразу даст все, что другие получали вместе с трудом частями, и чем больше мы здесь потерпим, поскорбим, пострадаем, недополучим, тем больше будет наше дарование от Него потом.
Ищи и найдешь. Ищи хотя бы всю жизнь, стремись, старайся, падай, вставай, унывай, болей - все в мысли, что имеешь пред собою цель - Христа Спасителя, Его ласку, утешение, любовь, и Он не преминет воздать за труд и терпение сторицею.
Сплетни всякого рода, ссоры, раздоры с ближними - все это часто попытки врага нарушит наше спокойствие, наше мирное дело спасения служения Богу, отвлечь от молитвы и труда или подвига. Пойми эту вражескую подкладку всех твоих огорчений и не поддавайся искушению. Сохрани спокойствие. Скажи Господу: Господи! Видишь правду, защити меня. Поддержи в спокойствии. Да будет все на посрамление врага, а не на мое озлобление.
Великую радость доставляем мы врагу, отвечая на его нападки огорчением, скорбию, унынием, расслаблением. Этого он только и хочет добиться от нас своими каверзами через ближних наших.
О наших скорбях и страданиях надо думать так, что мы не можем сейчас понять их значения в нашей жизни, их уместности и пользы, какую они приносят в нашей духовной жизни. Только тогда, когда мы можем оглянуться назад и видеть нашу жизнь в ее цельности и полноте, мы поймем и увидим, что то, что казалось нам столь тяжелым, имело столь важное значение для нас. Господь этими скорбями питал наше терпение, веру, любовь и упование на Него, питал в нас дух молитвы и умиленного обращения к Нему.
Это высшее на земле благо и источник неоскудевающего утешения и ободрения - знать, что мы на верном пути, что мы - спасаемые Господом - не только не исключены из предметов Его Отеческих забот и попечений, но состоим таковыми более, чем все другое. Он питает и направляет нас к Себе Своими таинствами. Здесь на земле в земной жизни мы, как христиане, как чада Его. Кругом обвеяны Его лаской, Его благодеяниями. Для того ли все это, чтобы, потешившись здесь только кратковременно этой ласкою, потерять ее на будущую жизнь? О, конечно, нет. Впереди нас ожидать должны еще более ласковые, благодетельные Его отношения. Сейчас мы только любуемся Его красотою и благодетельностию, чуть-чуть приоткрыв край завесы, отделяющей Его от нас. А то будет время, когда эта завеса отдернется совсем прочь, и мы будем залиты, как светом, Его лаской и благодатию. Что пред этим упованием всякие наши тяготы земные и скорби? одна тень, призрак, пустота. Маловерие наше и отчуждение от Бога - вот главная причина и питательница нашего малодушия в жизни и уныния.
"Се лежит Сей - один и тот же, в одно и то же время - и на падение, и на восстание - одним на падение, другим на восстание. Один говорит: сойди с Креста, и я уверую. А я говорю: Господи! Потому-то я и верую, потому и люблю Тебя, потому и имею жажду подражать Тебе, что Ты не сошел с Креста. В этом - Твое особенно Божественное великолепие, что Ты, пригвоздив Себя ко Кресту за меня, устоял на нем от всех соблазнов и мудрований человеческих и довел до конца Твое страшное дело моего исторжения из плена адского.